К содержанию...

 

 

 

 

 

 

Умение хорошо стрелять - важный элемент охотничьей культуры. Меньше выстрелов - меньше ненужного шума в угодьях, меньше подранков. Это бесспорное соображение должно заставлять нормального охотника осваивать технику стрельбы. Ясно, что большинство промахов мы делаем по быстро перемещающейся дичи. Рецепт освоения стрельбы влетхорошо известен - тренировка на «глиняных голубях» - стрельба на стенде. Дело это непростое и небыстрое. Особенно сложно осваивать его в зрелом возрасте.

В моей практике работы в сборной СССР и РФ по стендовой стрельбе были случаи, когда явно перспективные стрелки, попав в сборную команду, переставали прогрессировать, несмотря на большую интенсивность и объем тренировок. Внимательный анализ структуры их движений при стрельбе, как правило, обнаруживал серьезные огрехи в технике, приобретенные еще в юности. Переучивание - разрушение неправильного динамического стереотипа - происходило долго. При этом наблюдалось даже временное снижение результатов. Лишь освоив оптимальные навыки и приемы стрельбы, эти спортсмены начинали прогрессировать и достигать высочайших результатов. Эти примеры показывают, как важно с первых шагов поставить начинающему стрелку правильную технику. Вот здесь и возникает специфическая проблема подготовки молодых стрелков. Однако научно-методических разработок для детских тренеров по стендовой стрельбе практически нет. Мой опыт позволяет дать советы тренерам, работающим с молодыми стрелками.

Тренер, работающий с детьми, должен постоянно помнить об особенностях детской анатомии и психики. Точнее, вся работа с молодыми стрелками должна строиться с учетом этих особенностей. Дети сравнительно легко осваивают новые движения и «запоминают» их надолго. Это предъявляет очень серьезные требования к тренерам, в олимпийских видах стендовой стрельбы хорошо известны оптимальные приемы как изготовки, так и собственно стрельбы. Эти основы обязан хорошо знать и понимать каждый тренер. Более того, каждый тренер должен владеть эффективной методологией обучения стрелков.

Незавершенность анатомического и психического развития подростка позволяет формировать не только физическую основу будущего стрелка, но и его характер, его психику. Однако эти особенности детей в случае неправильно организованного тренировочного процесса могут привести и к дисгармоничному развитию молодого спортсмена, а в крайних случаях и к прямому ущербу его здоровью. Это относится как к физическому, так и к нервно-психическому развитию. Эти соображения требуют от тренера, работающего с детьми, не только постоянного наблюдения за физическим состоянием подопечных, но и ежедневного контроля, хотя бы самого примитивного. Можно рекомендовать определение частоты сердечных сокращений перед началом каждой тренировки и в конце ее с записью этих показателей в журнале. Однако чтобы не просмотреть серьезные нарушения, ребят нужно ежеквартально показывать терапевту и ортопеду.

Тренировка спортсменов любого возраста и квалификации включает в себя общую физическую подготовку (ОФП) и специальную. Ясно, что ОФП - фундамент, на котором держится любая специальная подготовка, в зависимости от возраста и квалификации спортсмена изменяется соотношение этих компонентов в тренировочном процессе.

В раннем возрасте ОФП должна занимать до 75% общего тренировочного времени. Ее основная задача - развитие силы, выносливости и координации движений, в психической части очень важно воспитать в спортсмене способность мыслить аналитически, психическую устойчивость, здоровую спортивную агрессивность, чувство коллективизма. Тренер должен следить за успехами своего подопечного и в общеобразовательной школе. Поверьте, сумным и толковым спортсменом работать не только приятнее, но и намного эффективнее, в учебно-тренировочном процессе обязательно должны быть занятия по общей и спортивной физиологии. Конечно, с самых первых занятий необходимо обучить юных спортсменов безопасному обращению с оружием. Эта тема будет усвоена значительно быстрее и лучше, если ее предварить занятиями по конструкции и работе основных механизмов ружья, и основам внутренней и внешней баллистики. Эти знания помогут лучше понимать объяснения тренера, что значительно повысит эффективность тренировок.

Остановимся подробнее на физическом развитии молодых стрелков.

Главная задача - формирование сильного, пропорционально развитого человека с хорошей координацией движений. Поэтому в основе ОПФ стрелков должны быть легкая атлетика (все виды бега, прыжки, метания), плавание, лыжные гонки, спортивные игры, особенно развивающие глазомер и координацию движений (волейбол, баскетбол). Спортивные игры важны также и для развития чувства коллективизма. Очень хорошо развивают силу и одновременно координацию движений спортивная гимнастика и акробатика. Очень полезно любые занятия начинать с гимнастической разминки под музыку. Развитию координации помогают занятия ритмикой, аэробикой, спортивными танцами. Эти «околотанцевальные» движения под музыку, кроме развития чувства ритма и координации движений, положительно влияют на эмоциональное состояние спортсменов всех возрастов. Под музыку большие нагрузки переносятся легче.

Самый важный и сложный вопрос - специальная подготовка молодого стрелка. Представляется, что на первых порах специальная подготовка должна быть общей у всех стендовиков. Эта подготовка должна позволить стрелкам выполнить нормативы массовых разрядов (третьего и второго) во всех видах стендовой стрельбы, включая и спортинг, популярность которого так растет во всем мире, что, вероятно, он скоро станет олимпийским видом. Главное в подготовке молодых стрелков - освоение оптимальной техники стрельбы. Для этого нужно очень много работать с оружием без выстрела. Начинать эту работу можно в классе или зале, переходя по мере приобретения навыков на стенд. Работа по тарелочкам на первых порах должна проводиться тоже без выстрела. Рекомендую начинать реальную стрельбу на траншейном стенде по небольшим сериям и одним патроном. Стрельба одним патроном вырабатывает привычку аккуратно производить первый выстрел. Переходить на круглую площадку можно после закрепления навыков стрельбы на траншее.

Дубль-трап является упражнением высокой сложности, поэтому он должен осваиваться после упражнения «скит». Последним этапом начальной подготовки можно считать освоение стрельбы в каком-нибудь варианте спортинга.

Пожалуй, для начала наиболее подходящим является компак-спортинг. Когда молодые стрелки освоят эти четыре вида стрелковых упражнений, тренировочный график должен включать ежедневно несколько видов стрельбы. Когда стрелки поднимутся выше второго разряда, можно думать об их узкой специализации в упражнении, где стрелок более всего преуспевает. Но даже после выбора направления, которое обязательно должно производиться с учетом личного желания стрелка, другие упражнения непременно должны быть в программе его тренировок.

Говоря о детско-юношеской подготовке, нельзя не коснуться вопроса оружия. Вопрос, конечно, непростой, имеющий несколько аспектов. Мне думается, что детям нужно начинать стрельбу из легких ружей небольших калибров, поскольку тяжелое ружье больших габаритов не позволяет ребенку освоить правильную стойку - ружье его просто перевешивает. Если же молодой стрелок овладел оптимальной техникой с легким ружьем, ему будет несложно впоследствии перейти и на «взрослое» оружие. К сожалению, отечественных ружей для обучения детей стрельбе не производится. Более того, нет стендовых ружей, доступных по цене даже для массовых занятий взрослых. Наиболее демократичные по цене ИЖ-27 и ТОЗ-34 по своим качествам далеко не оптимальны даже для взрослых стрелков и совсем непригодны для детей и подростков.

Сегодня большинство ведущих стендовиков стреляет с открытой планкой. Такое прицеливание позволяет увеличить обзор и видеть мишень в момент выстрела. Для такой стрельбы требуется значительно более прямая ложа, чем выпускаются отечественными производителями. Другими словами, расстояние от продолжения прицельной линии до гребня ложи должно быть значительно меньшим. Более прямая ложа хороша еще и тем, что у ружья при выстреле уменьшается «прыгающий момент», то есть стволы в момент выстрела меньше подбрасываются вверх. Это позволяет быстрее вернуть ружье на траекторию мишени для производства второго выстрела. Конечно, у ружья с меньшим погибом шейки ложи при выстреле гребень приклада перемещается вверх на меньшую величину, так что скула практически не чувствует удара. Это очень важно, особенно для молодых стрелков, поскольку, если ружье бьет по скуле, они начинают в момент спуска рефлекторно отрывать лицо от «дерущегося» приклада, а затем подсознательно закрепляют это вредное движение.

В связи с оружием для детей, да и не только, хочется поделиться одним соображением. Совершенно очевидно, что в мире наблюдается устойчивая тенденция уменьшения калибра оружия, используемого в большинстве видов спортивных дисциплин. Становятся очень редкими соревнования стрелков с винтовками калибра 7,62 мм. Соревнования биатлонистов от этого калибра постепенно перешли на 5,6 мм (.22LR). в олимпийскую программу вошла стрельба из пневматического оружия. Во многих европейских странах стендовые соревнования проводятся с дробовыми ружьями 20 калибра. Заметна тенденция к увеличению доли таких стрельб. Причин здесь несколько. Это и меньший грохот, и меньшая отдача и, следовательно, меньшее утомление стрелков. Кроме того, навески дроби, используемые в олимпийских видах стрельбы тоже толкают к использованию 20 калибра. Поэтому можно ожидать, что не за горами время, когда олимпийские стрельбы будут тоже проводиться с оружием не 12, а 20 калибра.

Все это, вместе взятое, позволяет рекомендовать уже сегодня молодым начинающим стрелкам пользоваться оружием 20 и даже .410 калибра. Именно на это и должны быть ориентированы конструкторы спортивного оружия уже сегодня. Поскольку новые модели у нас разрабатываются многие годы, полезно внимательно присмотреться к ассортименту спортивных ружей ведущих зарубежных фирм, в частности, итальянских. Эти ружья хорошо сконструированы и изготовлены. Их вес, баланс, геометрия приклада и баллистические качества вполне подходят для подготовки молодых стрелков. Детям в возрасте 7-8 лет, конечно, легче всего научиться правильно стрелять из ружей .410 калибра. По нашему заказу фирма «Риццини» делает стендовые ружья этого калибра с набором амортизаторов трех толщин (10, 20 и 30 мм). А лет в 12-14 можно перейти на ружье 20 калибра либо 12 в ультралегком исполнении.

Говоря об оружии, нельзя забывать и о патронах, поскольку это важнейшие части единого комплекса. Общие требования к патронам для стендовой стрельбы общеизвестны. Для успешного обучения подростков особенно важны стабильность выстрелов и «легкая отдача». Патроны должны быть разными: одни - рассчитанные на короткие дистанции (с навеской дроби 24 г), другие - на более дальние (с навеской 28 г). Мне представляется хорошим примером выпуск фирмой Феттер двух видов патронов для стрельбы в упражнении трап. «Трап-1» предназначен для первого выстрела (мягкая отдача и широкая осыпь). «Трап-2» - для второго выстрела (большая жесткость, выше кучность). Для детей можно разработать патрон с навеской 20 г. Правда, в варианте 12 калибра это вряд ли получится хорошо: вероятно, будет неполное сгорание пороха, а вот в 20 калибре это, скорее всего, будет то, что нужно.

И самое главное: к работе с детьми следует привлекать тренеров, имеющих кроме высокой квалификации и большого опыта выраженную склонность к работе с детьми.

Олег КУЛАКОВ
"ОХОТА", февраль 2007 г.