- "СБОРНИК СТАТЕЙ ОБ ОРУЖИИ И СТРЕЛЬБЕ"
- "СБОРНИК СТАТЕЙ ОБ ОРУЖИИ И СТРЕЛЬБЕ"
- "САДОЧНЫЕ РУЖЬЯ"
- "СОВЕТЫ АНГЛИЙСКОГО ОРУЖЕЙНИКА"
- УМЕТЬ-СТРЕЛЯТЬ-Часть-1
- "УМЕТЬ СТРЕЛЯТЬ" Часть 2
- "УМЕТЬ СТРЕЛЯТЬ" 3
- "СТРЕЛЬБА ПО ДВИЖУЩИМСЯ МИШЕНЯМ"
- "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ СТРЕЛКОВ"
- "ОХОТНИЧЬЕ РУЖЬЕ НА СТЕНДЕ"
- "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ"
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 1
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 2
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 3
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 4
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 5
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ"
- "СТРЕЛЯЕМ НА СТЕНДЕ, ПОПАДАЕМ НА ОХОТЕ"
- "ДОМАШНИЕ ТРЕНИРОВКИ С РУЖЬЁМ"
- "СТРЕЛЬБА С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ"
- "НЕ МАЗАТЬ? НЕТ НИЧЕГО ПРОЩЕ"
- "ТЕХНИКА СТРЕЛЬБЫ И САМОЗАРЯДНЫЙ ПАТРОН"
- "СТРЕЛЬБА НАВСКИДКУ"
- "СТРЕЛЯЙТЕ ПО ЛИНЕЙКЕ"
- "СТРЕЛЬБА ВЛЕТ"
- "ОТЧЕГО ЖЕ БЫВАЕТ ПРОМАХ?"
- "ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ"
- "МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ НА СТЕНДЕ"
- "ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ"
- "УПРЕЖДЕНИЯ ПРИ СТРЕЛЬБЕ НА СТЕНДЕ"
- "ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ НА КРУГЛОМ СТЕНДЕ"
- "ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ НА ТРАНШЕЙНОМ СТЕНДЕ"
- "ОБ ОТРАБОТКЕ ВТОРОГО ВЫСТРЕЛА НА ТРАНШЕЙНОМ СТЕНДЕ"
- "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ"
- "ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ СТРЕЛКОВ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛЯЦИИ"
- "МЫСЛЕННАЯ ТРЕНИРОВКА СТРЕЛКА-СПОРТСМЕНА"
- "МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА"
- "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В СТРЕЛЬБЕ"
- "ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ У СТРЕЛКОВ-СПОРТСМЕНОВ"
- "ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В СТРЕЛЬБЕ ПО МИШЕНИ "БЕГУЩИЙ КАБАН
- "О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ"
- "СКИТ, ТРАП, СПОРТИНГ И ОХОТА"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ПО ЖИВЫМ И ГЛИНЯНЫМ ГОЛУБЯМ"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ОХОТНИЧЬИХ РУЖЕЙ"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ОХОТНИЧЬИХ РУЖЕЙ"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ОХОТНИЧЬИХ РУЖЕЙ"
- "СТРЕЛЬБА ПО ПРОПЕЛЛЕРАМ"
- "ОХОТНИЧЬЕ ТРОЕБОРЬЕ"
- "СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА В РОССИИ"
- "СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА"
- "СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА И ОХОТНИКИ"
- "ПЕРВЫЕ ВЫСТРЕЛЫ"
- "НА СТЕНДАХ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО"
- "СТЕНД МОЕЙ ЮНОСТИ"
- "ДОЛОГ ЛИ ПУТЬ К ПЬЕДИСТАЛУ ПОЧЕТА?"
- "ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО СТЕНДОВОГО СПОРТА"
- "ОНА БЫЛА ПЕРВОЙ"
- "ЛИДЕР"
- "ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОН"
- "НАСТАВНИК ЧЕМПИОНОВ"
- "ТРАППЕР"
- "РОССИЯНКА В КОМАНДЕ RENATO GAMBA"
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ПРИ СТРЕЛЬБЕ НА СТЕНДЕ
Стрельба на стенде предъявляет повышенные требования к развитию быстроты специфической двигательной реакции, имеющей сложную структуру. В ней можно выделить два основных компонента: скрытый период и время прицеливания.
Время скрытого периода реакции на летящую мишень - эта скорость приема и переработки информации о полете мишени, а время двигательного действия - промежуток, в течение которого стрелок прицеливается. Последний - наиболее важный компонент, который включает перемещение ружья и коррекцию его движении в ответ на изменение траектории полета мишени. Данная величина ограничивается временем с момента начала прицеливания до осуществлении выстрела.
Исследования, выполненные при помощи специальной хронометрической аппаратуры, позволили установить, что общее время реакции у стрелков траншейного стенда (по средним данным) равно 0,56 сек. (скрытый период - 0,19 сек., а время прицеливания - 0,37 сек.). С ростом тренированности наблюдается улучшение этих показателей. Однако время реакции порядка 0,30 - 0,35 сек. является критическим в том смысле, что реакции, осуществляемые быстрее, почти всегда не обеспечивают точной стрельбы. Точность резко ухудшается и в случае, если выстрел выполнен позднее чем за 0,7 сек. Следовательно, для достижения высокой точности нужно найти оптимальный скоростной режим двигательных действий. Экспериментально доказано, что крайние пределы времени этих действий при полете мишеней на 80 ±5 м равны 0,4 - 0,55 сек. (см. рис.). Согласно этому можно объяснить факт резкого ухудшения точности стрельбы в связи с превышением оптимальной быстроты прицеливания, так как при очень быстрых двигательных реакциях коррекции по ходу выполнения выстрела (например, поправки в прицеливании) затруднены, а порой и невозможны. Возникающее рассогласование скоростей движения ружья и полета мишени - основная причина неточной стрельбы. Правда у стрелка остается возможность исправить ошибку вторым выстрелом, но это при неправильном стартовом движении ружья редко реализуется.
Добиваться у стендовиков улучшения быстроты двигательной реакции надо, ориентируясь главным образом на два методических приема:
во-первых, за счет совершенствования деятельности глазодвигательного аппарата. С этой целью нужно использовать для тренировки мишени меньших размеров, увеличивать скорость их полета и практиковать стрельбу в условиях затрудненной видимости (при вечернем освещении, в сумерках, в очках с затемненными стеклами);
во-вторых, путем овладения рациональной структурой движений.
Изменения показателей времени двигательной реакции квалифицированных стрелков в серии выстрелов
ПРИМЕЧАНИЕ: звездочками отмечены промахи При отработке быстроты реакции у стендовиков можно использовать, так называемый, сенсорный метод, который основан на взаимосвязи между быстротой реакции и способностью человека различать микро интервалы времени. Рассмотрим один из примеров совершенствования быстроты реакции стендовиков при помощи данного метода. Для этого необходим несложный в изготовлении и простой в эксплуатации прибор, состоящий из электро секундомера и обычного микрофона. Прибор позволяет, не ограничивая действия стрелков, регистрировать общее время двигательной реакции истечение всей стрельбы. Тренировка проходит так: после выстрела спортсмен называет время, затраченное на его выполнение. Допустим, он говорит: 0,6 сек. В действительности же оно было 0,52 сек. Тренер сразу может указать на величину ошибки. Сначала стрелку надо ставить задачу произвести точный (в пределах его возможности) выстрел в заданный промежуток времени. Затем можно несколько изменить задание - например, просить спортсмена заранее называть время очередного выстрела, а после его выполнения сообщать величину ошибки и фактическое время. Нужно стремиться к тому, чтобы занимающиеся научились почти безошибочно оценивать свои действия во времени. Результаты моих исследований свидетельствуют о том, что использование в тренировочном процессе даже нескольких специальных занятий (4 - 5 уроков) значительно улучшает точность стрельбы, особенно у новичков. Лучший эффект этот метод дает при чередовании с обычной тренировкой. Кроме того, в занятиях полезно практиковать "длинные серии", то есть вместо общепринятой нормы 25 мишеней нужно включать в серию дополнительно 10- -15 мишеней. В отдельных случаях желательно сокращать время подготовки между выстрелами. Известно, что главная задача в стрельбе - достижение максимальной точности, поэтому параллельно с отработкой быстроты реакции необходимо обращать внимание на точность выполнения выстрела. Трудность этого во многом связана с конструктивными особенностями оружия (значительная длина, форма, вес и др.), но она может быть преодолена, если стрелок научится управлять ружьем как частью тела. Следовательно, у стрелков нужно развивать и мышечную чувствительность до уровня, обеспечивающего контроль положения ружья практически в любой момент прицеливания. Если упражнения выполняются в помещении, надо предварительно разместить на белом фоне темные ориентиры (мишени). Желательно, чтобы их было несколько и помещались они на разных уровнях. Упражнения должны быть сходными по своим структурным признакам и выполняться со скоростью, характерной для стрельбы. Вот некоторые из них:
Все эти упражнения следует выполнять многократно, добиваясь точности. Сначала нужно зрительно контролировать правильность прицеливания, а затем пытаться выполнять действие точно, но без зрительного контроля. При тренировках на стенде необходимо стремиться к плавному и ритмичному выполнению упражнений. И вот почему. Если движение ружьем при прицеливании выполняется своевременно и плавно, выстрел бывает, как правило, точным. Достигается это за счет согласования скоростей движения стволов ружья и полета мишени. Даже в случае промаха первым выстрелом при таком прицеливании больше шансов исправить ошибку вторым выстрелом. И, наоборот, очень быстрое стартовое движение ружьем почти исключает возможность изменения направления его движения, если этого требуют условия полета мишени. Плавность движения ружья ни в коей мере не означает медлительность. При детальном графическом анализе перемещения стволов при стрельбе оказалось, что их движение равномерно-ускоренное, хотя это наблюдается только у опытных спортсменов. Очевидно, плавное движение ружья в начальной фазе прицеливания - одно из основных условий выполнения точного выстрела. Другим не менее важным обстоятельством точной стрельбы следует считать осуществление выстрела только при движении ружья. Более того, перемещение стволов необходимо продолжать некоторое время и после выстрела. Тем самым создается хорошая возможность точной стрельбы вторым выстрелом. Точность стрельбы на траншейном стенде затруднена большой вариативностью траекторий и направлений полетов мишеней. Другое дело на круглом стенде. Здесь вполне стабильные условия полета мишеней, а характер технического выполнения выстрела на каждом стрелковом месте заранее известен. Задача состоит в том, чтобы освоить это движение. Наиболее сложна в достижении высокой точности стрельба на круглом стенде (при освоенном движении) - задержка со времени (таймер) после команды стрелка и появлением мишени. Таким образом, различие двигательной деятельности предполагает и некоторое отличие методики совершенствования быстроты и точности в каждом виде стрельбы Если точность стрельбы на круглом стенде должна улучшаться за счет совершенствования координационной структуры, то на траншейном, кроме этого, надо уметь перестраивать двигательную деятельность в связи с ситуацией. В тренировках на траншейном стенде следует больше разнообразить траектории полета мишеней. Можно применять и стрельбу на круглом стенде (но только в подготовительном периоде подготовки). То есть нужно стремиться к тому, чтобы стрелок имел больший запас вариаций специальных двигательных навыков. В то же время необходимо увеличивать и число общих двигательных навыков. Хорошее подспорье в этом - различные виды спортивных и подвижных игр, при которых тренируется реакция на движущийся предмет. Выполнение действий во времени и пространстве тесно связано с развитием внимания стрелка. При современных скоростях полета мишени - это крайне необходимо, так как во многом определяет стабильность и точность действий стендовика. Внимание должно быть организовано так, чтобы при любом полете мишени он мог мгновенно оценить обстановку. Даже опытным спортсменам очень трудно концентрировать внимание продолжительное время, поэтому целесообразно развивать способность кратковременной, но устойчивой концентрации внимания в момент вылета мишени. При этом необходимо воспитывать у стрелка умение воспринимать цель не только как точку, перемещающуюся в пространстве, но воспринимать и сам начальный участок траектории ее полета, чтобы по нему, как по "следу" мишени, начинать прицеливание. Успех придет только при систематической работе над этими элементами техники стрельбы и над воспитанием указанных качеств. |
А. ПИМОНОВ (кандидат педагогических наук, мастер спорта) |