- "СБОРНИК СТАТЕЙ ОБ ОРУЖИИ И СТРЕЛЬБЕ"
- "СБОРНИК СТАТЕЙ ОБ ОРУЖИИ И СТРЕЛЬБЕ"
- "САДОЧНЫЕ РУЖЬЯ"
- "СОВЕТЫ АНГЛИЙСКОГО ОРУЖЕЙНИКА"
- УМЕТЬ-СТРЕЛЯТЬ-Часть-1
- "УМЕТЬ СТРЕЛЯТЬ" Часть 2
- "УМЕТЬ СТРЕЛЯТЬ" 3
- "СТРЕЛЬБА ПО ДВИЖУЩИМСЯ МИШЕНЯМ"
- "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ СТРЕЛКОВ"
- "ОХОТНИЧЬЕ РУЖЬЕ НА СТЕНДЕ"
- "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ"
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 1
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 2
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 3
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 4
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 5
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ"
- "СТРЕЛЯЕМ НА СТЕНДЕ, ПОПАДАЕМ НА ОХОТЕ"
- "ДОМАШНИЕ ТРЕНИРОВКИ С РУЖЬЁМ"
- "СТРЕЛЬБА С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ"
- "НЕ МАЗАТЬ? НЕТ НИЧЕГО ПРОЩЕ"
- "ТЕХНИКА СТРЕЛЬБЫ И САМОЗАРЯДНЫЙ ПАТРОН"
- "СТРЕЛЬБА НАВСКИДКУ"
- "СТРЕЛЯЙТЕ ПО ЛИНЕЙКЕ"
- "СТРЕЛЬБА ВЛЕТ"
- "ОТЧЕГО ЖЕ БЫВАЕТ ПРОМАХ?"
- "ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ"
- "МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ НА СТЕНДЕ"
- "ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ"
- "УПРЕЖДЕНИЯ ПРИ СТРЕЛЬБЕ НА СТЕНДЕ"
- "ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ НА КРУГЛОМ СТЕНДЕ"
- "ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ НА ТРАНШЕЙНОМ СТЕНДЕ"
- "ОБ ОТРАБОТКЕ ВТОРОГО ВЫСТРЕЛА НА ТРАНШЕЙНОМ СТЕНДЕ"
- "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ"
- "ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ СТРЕЛКОВ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛЯЦИИ"
- "МЫСЛЕННАЯ ТРЕНИРОВКА СТРЕЛКА-СПОРТСМЕНА"
- "МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА"
- "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В СТРЕЛЬБЕ"
- "ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ У СТРЕЛКОВ-СПОРТСМЕНОВ"
- "ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В СТРЕЛЬБЕ ПО МИШЕНИ "БЕГУЩИЙ КАБАН
- "О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ"
- "СКИТ, ТРАП, СПОРТИНГ И ОХОТА"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ПО ЖИВЫМ И ГЛИНЯНЫМ ГОЛУБЯМ"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ОХОТНИЧЬИХ РУЖЕЙ"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ОХОТНИЧЬИХ РУЖЕЙ"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ОХОТНИЧЬИХ РУЖЕЙ"
- "СТРЕЛЬБА ПО ПРОПЕЛЛЕРАМ"
- "ОХОТНИЧЬЕ ТРОЕБОРЬЕ"
- "СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА В РОССИИ"
- "СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА"
- "СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА И ОХОТНИКИ"
- "ПЕРВЫЕ ВЫСТРЕЛЫ"
- "НА СТЕНДАХ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО"
- "СТЕНД МОЕЙ ЮНОСТИ"
- "ДОЛОГ ЛИ ПУТЬ К ПЬЕДИСТАЛУ ПОЧЕТА?"
- "ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО СТЕНДОВОГО СПОРТА"
- "ОНА БЫЛА ПЕРВОЙ"
- "ЛИДЕР"
- "ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОН"
- "НАСТАВНИК ЧЕМПИОНОВ"
- "ТРАППЕР"
- "РОССИЯНКА В КОМАНДЕ RENATO GAMBA"
МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА
Психическое состояние стрелка оказывает большое влияние на результат выстрела. Стрелки высокого класса могут управлять своим состоянием и показывать высокие и стабильные результаты. Эту способность они приобретают в процессе тренировок, в которых совершенствуют техническую подготовку одновременно с психологической.
Известно, что обычное психическое состояние не способствует максимальному проявлению навыков и качеств, которыми обладает стрелок. Необходимо, чтобы психическое состояние перед стартом и во время соревнований имело оптимальный уровень возбуждения. Такое психическое состояние называется состоянием боевой готовности. Оно не приходит само собой, в него нужно научиться входить. Поэтому, чтобы управлять процессом повышения спортивного мастерства, необходимо овладеть всем комплексом средств и методов психологической подготовки. Психологическая подготовка является составной и обязательной частью комплексной подготовки стрелка.
В зависимости от условий спортивной деятельности условно можно выделить три этапа проведения психологической подготовки:
-
на тренировочных занятиях вне сбора;
-
в период централизованных сборов;
-
во время соревнований и перед стартом.
Основными задачами психологической подготовки в условиях тренировок являются изучение психофизиологических изменений, происходящих в организме стрелка в предстартовом периоде, и их влияния на технику стрельбы; индивидуальный подбор средств и методов для регуляции психического состояния. В период соревнований и перед стартом необходимо создать оптимальное психическое состояние» способствующее достижению максимального результата на соревновании.
Предстартовое состояние, как правило, вызывает определенные изменения в организме стрелка, которые в некоторой степени отрицательно действуют на технику стрельбы и нередко разрушают непрочно закрепленные навыки. Так, например, чаше всего меняется время прицеливания, характер нажима на спусковой крючок, ритм и темп стрельбы, увеличивается колебание руки с оружием, уменьшается точность подъема руки с оружием на первую мишень и при переносе оружия в скоростной стрельбе. Отсюда вытекает и соответствующая задача тренера: выявить индивидуальные формы проявления предстартового состояния спортсмена. Характерные признаки предстартового состояния, в наибольшей степени влияющие на результат стрельбы, - это расслабление мышц кистей рук, голеностопа; перенапряжение мышц туловища; запотевание ладоней; раскоординацня действий («палец не жмет»); потеря устойчивости изготовки; увеличение частоты сердечных сокращений; увеличение тремора рук, замедленная или ускоренная реакция и т.д.
В процессе тренировок необходимо вести постоянные наблюдения за техникой стрельбы и реакцией стрелка на участие в соревнованиях, так как эта связь индивидуальна и различна в разные периоды в зависимости от степени его подготовленности.
Задачи психологической подготовки стрелка решаются при помощи специальных средств. Выбор их зависит от цели и методической направленности тренировочных занятий (отработка специальных технических приемов для совершенствования техники стрельбы; развитие специальных физических качеств, обеспечивающих многократное выполнение стрелковых упражнений; овладение рациональной техникой стрельбы и техникой выстрела с максимальным результатом; овладение прочным навыком многократного выполнения выстрелов с максимальным попаданием в «десятку»; тренировка устойчивости нервной системы стрелка к плохим и хорошим выстрелам).
Подобная методическая направленность тренировочного процесса может быть решена с помощью следующих средств:
-
стрельба по заданию (стрелок должен выполнить определенное количество выстрелов с определенным результатом);
-
проведение различных турниров с выполнением части или целого упражнения в соответствии с игровым методом;
-
контрольная стрельба;
-
аутогенная тренировка;
-
тренировка в различных метеоусловиях, в разных временных интервалах дня;
-
моделирование соревновательных условий на тренировке и др.
Из перечисленных средств психологической подготовки заслуживает внимания моделирование соревновательных условий на тренировке, которое достигается двумя способами: «психической атакой» и дозированной физической нагрузкой.
«Психическая атака» создает повышенный эмоциональный фон на тренировке: стрелки получают задание, которое выполняют поочередно (стрельба «соло») при зрителях (зрителями становятся остальные стрелки). В это время тренер громко комментирует стрельбу, объявляет лидера, делает прогноз и т, д. Все это, естественно, вызывает у стрелков некоторое возбуждение, сходное с предстартовым состоянием.
Дозировка физической нагрузки выбирается индивидуально для получения адекватного изменения физиологических характеристик (ЧСС, частота дыхания и др.). Кратковременные изменения этих показателей могут быть достигнуты: при помощи бега, приседаний, отжиманий и других физических упражнений, после которых сразу же выполняется часть стрелкового упражнения по заданию тренера. Целесообразно во время проведения психологической подготовки на тренировках не только фиксировать результат, но и вести наблюдения за техникой стрельбы. Моделирование соревновательной деятельности позволяет научить стрелка приемам саморегуляции состояния.
Психологическая подготовка стрелков в условиях тренировки строится в соответствии с общим планом тренировочного процесса, в котором для нее отводится определенное время. Так, например, в первой половине тренировочного сбора ей уделяется примерно 10-15% времени каждого второго занятия, затем каждого занятия. К концу сбора это время увеличивается до 30-50%, а на отдельных занятиях тренировочное время полностью отводится на психологическую подготовку и отбор в состав команды (контрольная стрельба).
Для реализации средств и методов необходимо поурочное планирование. Для этой цели составляется план-конспект тренировочного занятия (можно типовой на несколько тренировок). Психологическую подготовку в тренировочном процессе необходимо проводить во второй половине основной части занятия. Во время соревнований и перед стартом психологическая подготовка включает дополнительные мероприятия.
Для ведения зачетной стрельбы составляется график отстрела упражнений в медленных стрельбах с учетом индивидуальной подготовленности спортсмена. Он представляет собой примерное распределение времени на выполнение выстрелов и отдых после выстрела и между сериями.
Одно из наиболее действенных методов, используемых во время соревнований, - установка на соревновательную деятельность, основным средством которой является беседа. Беседа может быть общей и индивидуальной, проводится она, как правило, тренером или психологом команды вечером накануне соревнований.
Цель беседы:
-
проанализировать предстоящие и возможные действия стрелка;
-
предусмотреть неожиданно возникающие ситуации, способные вызвать резкое усиление психического напряжения, и предполагаемые действия стрелка.
В беседе необходимо напомнить стрелкам о правильной технике выполнения упражнения, о выдерживании привычного темпа и ритма стрельбы при отсутствии помех со стороны метеоусловий или других причин, о соблюдении мер безопасности стрельбы, настроить их на борьбу до последнего выстрела, на самостоятельное принятие решения в неожиданной ситуации в отсутствие тренера или представителя команды.
Главное в психологической подготовке этого этапа - регуляция предстартового состояния. Для этого используются следующие средства: психорегулирующая (аутогенная) тренировка, психотерапия, массаж (возбуждающий или успокаивающий), электростимуляция, специальные физические упражнения и др.
Более подробно остановимся на практическом применении физических упражнений как наиболее доступных широкому кругу спортсменов.
Специальные физические упражнения являются составной частью предсоревновательной разминки. Интенсивность ее зависит от предстартового состояния спортсмена: если оно ближе к стартовой лихорадке, то разминка более спокойная, и, наоборот, если у стрелка наблюдается предстартовая апатия, то разминка интенсивная» с резкими движениями. Предсоревновательная разминка решает следующие задачи: включить в специфическую работу нервную и мышечную системы; повысить общую работоспособность стрелка; сократить время врабатывания; восстановить ощущения правильной техники выстрела (или серии); снять нервное напряжение».
Разминка состоит из следующих частей:
-
общие физические упражнения; упражнения с предметами и без предметов, легкий бег, ходьба (20 мин);
-
специальная разминка с оружием, желательно с выстрелами, длительное удержание оружия в изготовке (15-20 мин);
-
разминка, регулирующая психическое состояние: бег трусцой, приседания, отжимания - 20 раз (10-15 мин).
Фаза суперкомпенсации
Расчет нагрузки производится с учетом частоты сердечных сокращений, например, если накануне старта ЧСС составляла 140-150 уд/мин, а физические упражнения увеличили ее до 150-160 уд/мин, то после небольшого отдыха (10-15 мин) ЧСС должна составить 110-120 уд/мин, что соответствует уровню боевой готовности. Кроме того, необходимо учитывать изменение уровня работоспособности и рассчитать разминку и интервал отдыха после нее так, чтобы начало соревнований (старт) совпадало с наступлением фазы суперкомпенсации (сверхвосстановления) работоспособности стрелка.
Разминку необходимо подбирать индивидуально, учитывая физическую и техническую подготовленность стрелка, время восстановления его работоспособности после дозированной нагрузки, и апробировать ее в конце предсоревновательного периода подготовки. В разминку можно включать и другие специальные упражнения, снимающие нервное напряжение: например, глубоко вдохнуть, задержать дыхание на 5-6 сек. и напрячь мышцы, затем медленно выдохнуть и одновременно расслабить как можно больше мышц всего тела. Упражнение повторить 9-10 раз.
Таким образом, психологическая подготовка стрелка должна обеспечивать надежное выступление его на соревновании.
Комплексная подготовка стрелка с учетом основных факторов надежности его психологической подготовки позволит уменьшить воздействие сбивающих факторов на функциональное состояние стрелка и стабилизировать технику стрельбы в условиях соревнований.
М. ЖИЛИНА (кандидат психологических наук, мастер спорта международного класса)