- "СБОРНИК СТАТЕЙ ОБ ОРУЖИИ И СТРЕЛЬБЕ"
- "СБОРНИК СТАТЕЙ ОБ ОРУЖИИ И СТРЕЛЬБЕ"
- "САДОЧНЫЕ РУЖЬЯ"
- "СОВЕТЫ АНГЛИЙСКОГО ОРУЖЕЙНИКА"
- УМЕТЬ-СТРЕЛЯТЬ-Часть-1
- "УМЕТЬ СТРЕЛЯТЬ" Часть 2
- "УМЕТЬ СТРЕЛЯТЬ" 3
- "СТРЕЛЬБА ПО ДВИЖУЩИМСЯ МИШЕНЯМ"
- "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ СТРЕЛКОВ"
- "ОХОТНИЧЬЕ РУЖЬЕ НА СТЕНДЕ"
- "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ"
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 1
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 2
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 3
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 4
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 5
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ"
- "СТРЕЛЯЕМ НА СТЕНДЕ, ПОПАДАЕМ НА ОХОТЕ"
- "ДОМАШНИЕ ТРЕНИРОВКИ С РУЖЬЁМ"
- "СТРЕЛЬБА С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ"
- "НЕ МАЗАТЬ? НЕТ НИЧЕГО ПРОЩЕ"
- "ТЕХНИКА СТРЕЛЬБЫ И САМОЗАРЯДНЫЙ ПАТРОН"
- "СТРЕЛЬБА НАВСКИДКУ"
- "СТРЕЛЯЙТЕ ПО ЛИНЕЙКЕ"
- "СТРЕЛЬБА ВЛЕТ"
- "ОТЧЕГО ЖЕ БЫВАЕТ ПРОМАХ?"
- "ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ"
- "МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ НА СТЕНДЕ"
- "ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ"
- "УПРЕЖДЕНИЯ ПРИ СТРЕЛЬБЕ НА СТЕНДЕ"
- "ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ НА КРУГЛОМ СТЕНДЕ"
- "ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ НА ТРАНШЕЙНОМ СТЕНДЕ"
- "ОБ ОТРАБОТКЕ ВТОРОГО ВЫСТРЕЛА НА ТРАНШЕЙНОМ СТЕНДЕ"
- "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ"
- "ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ СТРЕЛКОВ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛЯЦИИ"
- "МЫСЛЕННАЯ ТРЕНИРОВКА СТРЕЛКА-СПОРТСМЕНА"
- "МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА"
- "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В СТРЕЛЬБЕ"
- "ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ У СТРЕЛКОВ-СПОРТСМЕНОВ"
- "ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В СТРЕЛЬБЕ ПО МИШЕНИ "БЕГУЩИЙ КАБАН
- "О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ"
- "СКИТ, ТРАП, СПОРТИНГ И ОХОТА"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ПО ЖИВЫМ И ГЛИНЯНЫМ ГОЛУБЯМ"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ОХОТНИЧЬИХ РУЖЕЙ"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ОХОТНИЧЬИХ РУЖЕЙ"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ОХОТНИЧЬИХ РУЖЕЙ"
- "СТРЕЛЬБА ПО ПРОПЕЛЛЕРАМ"
- "ОХОТНИЧЬЕ ТРОЕБОРЬЕ"
- "СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА В РОССИИ"
- "СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА"
- "СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА И ОХОТНИКИ"
- "ПЕРВЫЕ ВЫСТРЕЛЫ"
- "НА СТЕНДАХ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО"
- "СТЕНД МОЕЙ ЮНОСТИ"
- "ДОЛОГ ЛИ ПУТЬ К ПЬЕДИСТАЛУ ПОЧЕТА?"
- "ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО СТЕНДОВОГО СПОРТА"
- "ОНА БЫЛА ПЕРВОЙ"
- "ЛИДЕР"
- "ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОН"
- "НАСТАВНИК ЧЕМПИОНОВ"
- "ТРАППЕР"
- "РОССИЯНКА В КОМАНДЕ RENATO GAMBA"
МЫСЛЕННАЯ ТРЕНИРОВКА СТРЕЛКА-СПОРТСМЕНА
В спортивной научно-методической литературе по психологической подготовке спортсменов встречается несколько терминов, обозначающих, в сущности, один и тот же вид тренировки. Одни специалисты называют его умственной тренировкой, другие - мысленной, третьи - ментальной, четвертые - идеомоторной и т. п. Несмотря на имеющиеся особенности каждого из перечисленных понятий, в них больше общего, чем различного. Все они так или иначе сводятся к различным вариантам мысленной тренировки, когда спортсмен мысленно выполняет те или иные технико-тактические действия. Поэтому употребляемый здесь термин «мысленная тренировка» не противопоставляется другим, в частности идеомоторной тренировке.
Мысленная тренировка спортсмена применяется с целью:
-
помочь в начальном периоде обучения основам спортивных движений;
-
усовершенствовать технико-тактическое мастерство;
-
исправить технические ошибки в выполнении спортивных движений;
-
совершенствовать самоконтроль и саморегуляцию спортивно-технических действий в условиях повышенной эмоциональной напряженности (эта цель сближает мысленную тренировку с психорегулирующей тренировкой, так как требует и, в свою очередь, помогает повысить способность спортсмена к саморегуляции психического состояния).
В основе построения мысленной тренировки лежит положение выдающегося физиолога Сеченова о том, что в центральной нервной системе соответствующих анализаторах при «проигрывании» в нашем воображении определенных двигательных действий происходят процессы, близкие к тем, которые совершаются при реальных действиях. Далее по тем же проводящим нервным путям соответствующие сигналы передаются к тем же самым группам мышц со значительно меньшей интенсивностью. Таким образом, есть все основания предположить, что регулярное мысленное повторение двигательного действия тренирует нашу нервную систему, готовя ее к воспроизведению реального действия.
Это предположение нашло подтверждение в многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе и в спорте. Было обнаружено, что представители различных видов спорта быстрее осваивают и корректируют технику спортивных движений в тех случаях, когда сочетают реальные попытки выполнения этих движений с их мысленным воспроизведением.
Особое значение мысленная тренировка имеет в спортивной стрельбе. Дело в том, что в этом виде спорта основные действия спортсменов трудно оценивать со стороны по уровню их технического совершенства. В большинстве видов спорта уровень технического мастерства спортсмена может видеть не только специалист, но и любой зритель на трибунах или у экрана телевизора. В стрелковом спорте судить об уровне технического мастерства спортсмена можно главным образом по достоинству пробоин на мишенях.
Некоторое суждение о технической правильности выполнения стрелком спортивных действий специалисты могут вынести в стрельбе по движущимся мишеням, так как здесь видны основные движения стрелка. И то специалист сможет заметить здесь лишь грубые ошибки, которых квалифицированные спортсмены практически не допускают. Что же касается нескоростных видов стрельбы, то здесь со стороны практически невозможно увидеть ошибки в выполнении основных технических действий, о них можно судить лишь по результатам стрельбы.
Такая трудность, возникающая перед тренером стрелка, может быть сбалансирована только высоким самоконтролем самого спортсмена, целенаправленно развиваемой способностью точно представлять и объективно оценивать свои основные спортивные действия: принятие изготовки, подготовка к завершающей стадии выполнения выстрела, прицеливание и обработка спуска. Именно здесь незаменимую помощь может оказать правильно построенная регулярная мысленная тренировка.
Мысленная тренировка совершенно так же, как и любой другой вид спортивной подготовки, имеет разные задачи на различных этапах спортивного обучения и совершенствования.
Рассмотрим первую цель мысленной тренировки.
С самого начала необходимо твердо запомнить, что мысленную тренировку ни в коем случае нельзя предлагать, пока вы не убедитесь, что ваш ученик точно понял, как он Должен выполнять разучиваемое движение или отдельный его элемент. Помните, что, если начинающий спортсмен недостаточно точно понял, никое действие и как он должен совершать, мысленная тренировка будет лишь способствовать закреплению ошибки, которую в дальнейшем придется исправлять.
Необходимо подробно разъяснить, почему данное движение важно выполнять так, а не иначе, и наглядно показать типичные ошибки и последствия этих ошибок.
Так, например, вы решили дать задание на мысленную тренировку по освоению правильного прицеливания, заключающегося в том, что зрение стрелка должно быть более резко сфокусировано на мушке в центре диоптрического отверстия, чем на мишени. Теперь вы должны довести до сознания каждого вашего ученика важность именно такого прицеливания.
Это разъяснение можно сопровождать многократным обращением к двум рисункам, на которых нарисовано правильное прицеливание и неправильное.
Первым этапом в мысленной тренировке здесь будет задание: закрыв глаза, четко представить себе правильное прицеливание и неправильное (повторяя в каждом случае про себя слово «неправильно»). В дальнейшем ваши ученики должны неоднократно возвращаться к этим образам. Так как мысленная тренировка не требует специальных условий и места, ученики могут в любом удобном случае закрыть глаза и мысленно точно представить правильное прицеливание (схему неправильного прицеливания надо повторять значительно реже, вызывая при этом отрицательную эмоциональную реакцию - резкое осуждение такого прицеливания).
В дальнейшем этот прием мысленной тренировки целесообразно повторять в сочетании с реальной стрельбой. После принятия изготовки для стрельбы непосредственно перед реальным прицеливанием спортсмен должен, закрыв глаза, четко представить себе вышеупомянутую схему правильного прицеливания, затем выполнить все реально (пока без выстрела).
Только тогда, когда спортсмен убедится, что его зрение правильно фокусируется на мушке в центре прицела и переходит неосознанно на мишень, он должен перейти к выполнению выстрела. Однако после каждого выстрела (по крайней мере на начальном этапе подготовки) он должен повторять ту же процедуру: мысленная идеальная схема прицеливания, реальное правильное прицеливание без выстрела, выполнение выстрела при точном прицеливании.
Убедившись в том, что правильное прицеливание стало привычкой, так как переключение внимания на мишень немедленно замечается и вызывает у спортсмена сознательно сформированную отрицательную эмоциональную реакцию раздражения, стрелок может не повторять мысленную тренировку перед каждым выстрелом, а лишь подключать ее периодически, чувствуя необходимость в более тщательном настрое внимания.
Навык правильного прицеливания, так же как навык обработки спуска, является, как известно, основным у стрелка, поэтому мысленная тренировка этих навыков должна проводится па всех этапах спортивного совершенствования.
Мысленная тренировка строится с учетом способности обучающегося осознавать и образно представлять детали всякого действия. Так, например, ОСНОВНЫМ требованием к правильной обработке спуска является плавный нажим на спусковой крючок, во время которого указательный палец работает несколько изолированно от других мышечных групп руки.
Стрелок должен знать, насколько сложно, но необходимо приучить себя включать в работу только нужные элементы мышечно-связочного аппарата руки, строго «запретив» при этом включаться любым другим микрогруппам даже малейшим усилием.
Мысленная тренировка обработки спуска проходит те же этапы: только мысленная тренировка в сочетании с обработкой спуска вхолостую (без выстрела), сочетание мысленной тренировки с реальным выполнением выстрела.
По мере освоения этого навыка до уровня автоматизма количество мысленных повторений и степень их детализации сокращаются до необходимого минимума. Однако в случае неуверенности в правильности обработки спуска или просто для более тщательной настройки на выполнение точного выстрела в ответственных ситуациях спортсмен должен вновь воссоздать ранее заученный им идеальный образ или отдельные его фрагменты, которые по мере накопления опыта сформировались как наиболее важные.
Хотя прицеливание и обработка спуска являются основными объектами, мысленную тренировку можно распространить и на другие моменты. Начинающий стрелок должен уметь очень точно мысленно представить себе, например, правильное исходное положение (изготовку). Это поможет избежать многих ошибок или исправить их.
Чтобы убедиться в том, что каждый ученик правильно понял задание, тренер должен задавать контрольные вопросы, добиваясь исчерпывающих ответов как по действию в целом, так и по отдельным его фазам. Иногда можно попросить стрелка графически изобразить разучиваемое действие или исходное положение. Стрелки должны уметь четко отличать правильные изображения от неправильных и уметь объяснить, в чем состоит та или иная изображенная на рисунке или фотографии ошибка.
Даже те спортсмены, которые специализируются в скоростных видах стрелкового спорта, должны начинать с освоения основных элементов в нескоростных видах стрельбы. Переходя в дальнейшем к скоростной стрельбе, они, естественно, сталкиваются с новыми проблемами освоения спортивно-технических навыков и coответстственно с новыми особенностями мысленной тренировки. Здесь за-i мысленной тренировки состоит в том, чтобы помочь спортсмену лучше осознать и прочувствовать правильные технические навыки изготовки, прицеливания и обработки Спуска в четком соответствии с заданным режимом времени.
Можно сказать так: мысленная тренировка в скоростных видах стрельбы должна формировать ритмоструктуру движений. Ритмоструктура движений подразумевает их правильное техническое выполнение в точном соответствии с заданным временем выполнения каждой фазы. Естественно, что в этом случае мысленная тренировка должна сопровождаться контролем по секундомеру.
Возьмем, например, такое стрелковое упражнение, как скоростная стрельба из малокалиберного пистолета по пяти фигурным мишеням.
Суть этого упражнения, как известно, состоит в том, что стрелок должен произвести в каждой отдельной серии (всего серий 12) пять выстрелов, соответственно по пяти фигурным (силуэтным) мишеням, находящимся от него на расстоянии 25 м. На первые две серии стрелку дается по 8 с на каждую (считая от момента разворота мишеней до их закрытия), на вторые две серии по 6 с и на третьи две серии по 4 с. Через определенное условиями соревнований время эти шесть серий в той же последовательности повторяются.
Допустим, что примерная схема выполнения скоростной стрельбы из малокалиберного пистолета по пяти фигурным мишеням будет иметь следующую раскладку времени «прохождения» мишеней: приведенные цифры являются в данном случае лишь иллюстративным примером и, хотя представляют собой достаточно четкую схему принятого большинством стрелков высокой квалификации ритма стрельбы, могут быть изменены с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.
ИЗМЕНЕНИЕ РИТМА СТРЕЛЬБЫ | |||||
Восьмисекундные серии | |||||
Выстрел | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Время | 2,2 | 3,5 | 4,8 | 6,1 | 7,4 |
Шестисекундные серии | |||||
Выстрел | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Время | 1,6 | 2,6 | 3,6 | 4,6 | 5,6 |
Четырехсекундные серии | |||||
Выстрел | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Время | 1,2 | 1,85 | 2,5 | 3,15 | 3,8 |
В любом случае этот ритм должен быть не интуитивным, а иметь четкое схематическое воплощение.
Как проводит стрелок мысленную тренировку в данном случае?
Он удобно располагается в кресле или на стуле, зажав в левой руке (если он не левша) секундомер. Далее он старается с максимальной отчетливостью представить себя на линии огня. Вот он проверил свою готовность, постарался как можно удобнее взять ручку пистолета и положил палец на спусковой крючок, еще раз окончательно проверил свою изготовку, 2-3 раза примерно вскинул пистолет, сконцентрировал все свое внимание и скомандовал судье: «Готов!».
Затем в его воображении в точном соответствии с реальной ситуацией, через 2 с разворачиваются пять мишеней. В привычном темпе он вскидывает руку на первый силуэт, выравнивает мушку в прорези, которую он видит резче, чем мишень, и уверенно, быстро, но плавно обрабатывает спуск. Если стрелок выполнил это мысленное движение в заданном темпе, то в момент воображаемого выстрела по первому силуэту стрелка секундомера должна остановиться на отметке 2,2 с. Далее спортсмен в соответствии с вышеописанным ритмом продолжает «стрельбу».
Теперь наступает следующий этап - переход от мысленной тренировки к тренировке без реального выстрела. Однако эта тренировка должна также внимательно контролироваться по секундомеру, чтобы закрепилась данная ритмоструктура в сознании спортсмена.
Для проверки (или самопроверки) прочности формирования ритмоструктуры различных серий стрельбы в упражнении МП-8 следует делать такое упражнение. Стрелок закрывает глаза и в момент мысленного разворота силуэта включает секундомер, а затем останавливает его в момент воображаемого выстрела сначала по первому силуэту, в следующей попытке - по второму и т. д. и сравнивает время на секундомере с вышеупомянутыми графиками прохождения мишеней. Конечно, основными параметрами, которые необходимо контролировать особенно тщательно, остаются время первого и пятого выстрелов, так как правильный ритм остальных выстрелов обычно виден и без секундомера. Однако бывают случаи, когда у спортсмена начинает слишком сильно варьировать ритм выстрелов, что мешает выработать необходимый автоматизм. В таких случаях следует проанализировать большое количество серий реальной стрельбы и мысленной, найти типичные моменты разлада ритмоструктуры и проконтролировать именно эти моменты.
Особого внимания заслуживает сочетание мысленной тренировки с анализом видеозаписей выполнения стрельбы данным спортсменом. Конечно, здесь речь идет главным образом об ошибках в изготовке или грубых отклонениях от правильного движения, тогда как такие нюансы, как особенности прицеливания и микродвижения указательного пальца при обработке спуска, не могут быть увидены даже на видеозаписи. Поэтому эти элементы требуют постоянного сознательного контроля самого стрелка.
Теперь мы коснемся еще одной важной задачи, которую помогает решать мысленная тренировка. Это контроль и регуляция психических состояний стрелка. В этом плане мысленная тренировка тесно соприкасается с психологическим контролем и психорегулирующей тренировкой.
Установлено, что существенное изменение психического состояния, различного рода эмоциональные реакции могут искажать восприятие интервала времени: спортсмен, находящийся в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, будет недооценивать интервалы времени (они будут казаться ему более продолжительными, чем на самом деле), а спортсмен, находящийся в состоянии предстартовой апатии, будет, напротив, переоценивать временные интервалы, мысленно проводя стрельбу медленнее необходимого ритма. Таким образом, спортсмен может лучше определить, в каком эмоциональном состоянии он находится, повторив несколько раз мысленную стрельбу и сопоставив свое ощущение времени с показателями секундомера. В данном случае мысленная тренировка выполняет две функции: диагностическую (позволяет определить уровень эмоционального состояния) и психорегулирующую (можно проконтролировать и скорректировать это состояние).
Здесь мы встречаемся с процессом обратной связи: отклонение от оптимального эмоционального состояния проявляется в потере точности контроля за временем при мысленном выполнении стрельбы, а восстановление этого контроля путем многократных повторений и мысленной коррекции способствует формированию у стрелка оптимального предстартового состояния.
В системе саморегуляции эмоционального состояния для соответствующей психологической настройки стрелок может использовать мысленную тренировку, воспроизводя в воображении не только выполнение отдельного выстрела, но и всех подготовительных действий на линии огня. Целью просмотра таких «мысленных фильмов» является создание в воображении спортсмена того идеального образа действий и поведения на линии огня, который будет ассоциироваться у него с чувством собранности и уверенности и который он должен будет воплотить в реальной обстановке.
А. РОМАНИН
(кандидат психологических наук)