- "ПОЦЕЛУЙ "ЧЕРНОЙ ВДОВЫ"
- "BEST GUNS, ТАК ЖЕ ХОРОШИ, КАК"
- BEST GUNS, ТАК ЖЕ ХОРОШИ, КАК ... И ЗНАЧИТЕЛЬНО ДЕШЕВЛЕ...
- "THE BEST OF THE BEST"
- "PIGEON GUNS ИЛИ ЕЩЁ РАЗ О САДОЧНЫХ РУЖЬЯХ"
- "W.W. GREENER: СЛЕПОЙ РЕКОРДСМЕН"
- "БОЛТ ГРИНЕРА"
- "BOSS & CO - ПЕРВАЯ СРЕДИ РАВНЫХ"
- "К R U Р Р: БРАТСТВО "ТРЁХ КОЛЕЦ"
- "HOLLAND & HOLLAND - ЛОНДОНСКИЙ "ТЯЖЕЛОВЕС"
- "РУЖЬЯ ДЛЯ ИМПЕРАТОРА"
- "МЕЧТА КОРОЛЕЙ - ПЕРДЕ"
- "ФЕНОМЕН ИВО ФАБРИ"
- "FABBRIЧНЫЕ РУЖЬЯ"
- "КОРОЛЕВА" ИЗ РУК ЛУЧАНО БОЗИСА"
- "БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ ШТУЧНИК"
- "ЭКСКЛЮЗИВ ЛУЧАНО БОЗИС"
- "СОВЕРШЕНСТВО КАК МЕТОД, ИСКУССТВО КАК ИНСТРУМЕНТ"
- "ЛЬЕЖСКАЯ МАНУФАКТУРА"
- "ARRIZABALAGA - НЕИЗВЕСТНОЕ РУЖЬЁ ПЕДРО АРРИСАБАЛАГА"
- "AYA - ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ ИСПАНКА"
- "НОВАЯ ЗВЕЗДА"
- "ЗВЕЗДА ПОДНЯЛАСЬ ВЫШЕ"
- "КВАЛИФИКАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ"
- "НОВАЯ ЗВЕЗДА НА ОРУЖЕЙНОМ НЕБОСКЛОНЕ"
- "ДРАКОН" В ДВУХ ОБЛИЧИЯХ"
- "ОРУЖИЕ ОТ PERUGINI & VISINI" (Сергей Кузнецов, Сергей Чернышов)
- "PERUGINI & VISINI И ИХ СПОРТИВНАЯ МОДЕЛЬ MAESTRO" (Сергей Кузнецов, Сергей Чернышов)
- "МАЭСТРО ОТ ПЕРУЖИНИ И ВИЗИНИ"
- "ШТУЦЕР ДЛЯ ПРОФИ"
- "RENATO GAMBA - ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ"
- "DAYTONA K2 - ВЫБОР ПОБЕДИТЕЛЯ!"
- "ДАЙТОНА ОТ РЕНАТО ГАМБА"
- "СИЛА MONZA ОТ INVESTARM"
- "СПОРТИВНОЕ, СОВЕРШЕННОЕ И ДОСТУПНОЕ"
- "ОРУЖИЕ ОТ ТРЕХ СЕСТЕР"
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ "ШТУЧНИК"
Человечество вечно будет благодарно Италии за величайший перелом в развитии философии, культуры и техники, который начался там, в XIV веке, а в XVI - распространился на все страны Западной и Центральной Европы. Речь идет, конечно, о Возрождении, о победе гуманистического, прогрессивного мировоззрения над закостенелыми феодальными догмами. Одновременно с потрясающими достижениями в области науки и искусства в Италии, особенно в ее северной части, интенсивно развивалась промышленность, включая оружейное производство. Дорогое холодное оружие высочайшего качества из Флоренции, Милана и Венеции в Европе, в это время, уже пользовалось всеобщим признанием.
В XVI веке центром оружейного производства Италии становится Брешия, тогда называвшаяся Бриксиан. Можно утверждать, что в XVII-XVIII веках оружейники этого города были лучшими в Италии. Именно в Брешии создавала оружие всемирно известная династия Коминаццо. В Москве, в Государственном Историческом музее есть пистолет с колесцевым замком, изготовленный в 1665 году Лазарино Коминаццо. Пистолет декорирован тонкими стальными накладками, выполненными в стиле trafori - прорезное кружево, которое дополнительно гравировалось штихелями. Эта отделка выдержана в стиле барокко и выглядит очень красиво. Там же хранится и пара пистолетов, сделанных замочным мастером Джиованни Аддзи и оружейником Лазаро Лазарино в начале XVIII века. Эти пистолеты оформлены в стиле классицизма, что позволяет оценивать их уровень как очень высокий.
Опасаясь увязнуть в истории европейского оружейного дела, ограничимся замечанием, что XIX и первая половина XX века не были "итальянскими". Однако после Второй мировой войны национальный дух Италии, жизненная мудрость итальянцев позволили этой стране снова стать великой. А если говорить о производстве оружия, то Италия сегодня - величайшая страна в мире. Думается, сегодня там происходит "оружейное" возрождение. К сожалению, мы не располагаем мировой оружейной статистикой, но думается, что ни одна европейская страна не может сравниться с Италией по выпуску спортивного и охотничьего оружия. Бесспорным подтверждением высокого качества итальянского оружия, на наш взгляд, является его использование большинством ведущих спортсменов многих стран мира. Есть еще одно очень важное направление в оружейном деле - создание высокохудожественного, коллекционного оружия. Итальянские достижения в этой сфере тоже потрясающие. Вероятно, это следствие очень уважительного, трепетного отношения к национальным традициям.
Вспомним, ведь и во время Возрождения очень важную роль играли итальянские художники, скульпторы и архитекторы. Эстетическое восприятие охотничьего ружья, главным образом, определяется его пластикой, соотношением объемов, форм и размеров его частей. Потом начинают "говорить" цветовые соотношения его основных элементов - стволов, колодки и приклада. Гравировка на металлических частях ружья воспринимается, только когда вы взяли его в руки. Поскольку владелец оружия делает это достаточно часто, качество гравировки для него играет очень важную роль, оказываясь одним из немногих источников сильных положительных эмоций. Поэтому великие художники с удовольствием работали и работают в области ружейной миниатюры.
Конечно, настоящий художник не сможет работать на оружейном конвейере. Настоящие шедевры появляются в результате совместного труда с изготовителями высококачественного штучного оружия. Сегодня в Италии есть несколько блистательных оружейников, создающих вместе с талантливыми граверами уникальное оружие. Одним из таких мастеров и является Лучано Бозис.
ЛУЧАНО БОЗИС И ЕГО КОМПАНИЯ
Лучано родился во время войны (в 1942 году). Его детство и юность совпали с очень непростым для Италии временем послевоенного восстановления. После окончания средней школы он, недолго рассуждая, стал работать учеником оружейного мастера на фирме "Кортези", после чего работал на "Перацци".
Лучано говорит, что с младенчества любил оружие и очень хотел его создавать. Годы ученичества не пропали даром: он хорошо освоил несколько профессий, включая оператора современных металлообрабатывающих станков и слесаря-сборщика. Имея такой актив, Лучано Бозис решил организовать фирму по производству спортивного и охотничьего оружия под своим собственным именем, которая могла бы конкурировать с производителями лучших в мире ружей.
Конечно, поначалу он был недостаточно известен, чтобы соперничать с ними. Однако постепенно его дела "пошли в гору", и о мастерской в небольшом частном доме постепенно узнал весь мир. Находясь в поселке Травальято, вблизи Брешии, оружейное предприятие Лучано Бозиса последние двадцать пять лет производит дробовые спортивные и охотничьи ружья высочайшего качества для выдающихся клиентов. Сегодня его штат состоит из шести мастеров. При необходимости к изготовлению ружей могут быть дополнительно привлечены специалисты-надомники, к которым при необходимости могут присоединиться другие специалисты. У семьи есть собственный магазин, которым управляет жена, Джулиана. А дочь Лаура после получения экономического образования является главным менеджером фирмы. Все свободное от управленческих забот время Лаура отдает обработке деревянных частей ружей (пропитке и полировке).
Воодушевленный классическими английскими моделями, Лучано Бозис создал собственный уникальный ряд ружей, который включает двуствольные ружья с горизонтальным расположением стволов с замками системы "Голланд-Голланд", которое называется "Queen" (Королева) и энсоновскими замками в колодке "Country" (Провинция). Лучано Бозис делает их не больше тридцати в год. Эти ружья продаются главным образом в Италии.
Наибольшую известность и признание в мире получили ружья с вертикально спаренными стволами. Эту модель Бозис назвал "Michelangelo", отдавая дань глубокого уважения одному из блистательнейших представителей итальянского Возрождения - художнику, скульптору, архитектору и поэту Микеланджело Буонаротти.
Определяющую роль играет проницательный взгляд и чувство прекрасного Лучано Бозиса. Очень важны и его способность к техническому анализу, и неуемное стремление к совершенству. Все это вместе взятое и сделало его ружья очень известными в мире благодаря изысканной конструкции и высочайшему качеству изготовления.
Ружья такого качества по определению не могут изготавливаться быстро. Сейчас фирма в год производит около пятидесяти ружей "Michelangelo". Для фирмы характерно сочетание конструктивных и технологических новшеств с хорошо известными и очень надежными решениями. Изредка по просьбе клиентов Бозис делает около дюжины других ружей, включая курковые.
Таким образом, на мировом оружейном рынке создалась совершенно необычная ситуация, когда за довольно короткое время новый производитель завоевал лидирующее место в нише, где до того были только давно известные и очень знаменитые производители.
СЕКРЕТЫ УСПЕХА
Кажется, один из основателей фирмы "Дженерал Моторс" сказал, что для достижения успеха необходимо выполнить всего одно условие: делать продукцию лучше всех. За гениальной простотой этой формулы прячутся чрезвычайно серьезные требования ко всем стадиям производства, начиная с проектирования, выбора материалов и контроля их качества, определения технологии и методов постадийного технологического контроля. Бозис всему этому уделяет очень большое внимание. Особого отношения требуют материалы самых нагруженных деталей: стволов, боевых пружин, колодки. Колодку изготавливают из кованой стали Cr2 (18NiCrMo5), многократно термически обработанной. Вес и размеры обеспечивают хороший баланс. Ружье 12-го калибра весит около 2,8 кг. Колодка ружья вручную тщательно обработана снаружи и изнутри. Интересную особенность имеет основание колодки: она имеет гладкие заплечики, увеличивающие поверхность для гравировки. Особенности конструкции передней части цевья - среднего размера спусковая скоба, гладкие боковые поверхности колодки, короткий хвостовик колодки и, наконец, очень надёжное запирание. Стволы высочайшего качества сделаны из легированной стали Um8 (39NiCrMo3) и прецизионно обработаны как изнутри, так и снаружи. Каналы стволов имеют правильную форму и нисколько не поведены при пайке ствольного блока. Блок выполнен с 10-миллиметровой прицельной планкой (плоской или вогнутой), припаянной мягким припоем. Вороненые стволы хорошо отполированы. Бозис часто ездит в Россию и Турцию, чтобы выбрать лучший орех для своих ружей. Это дерево используется для изготовления прямых английских лож, лож с пистолетной шейкой или выполненных в стиле "Принц Уэльский". На заключительной стадии работы по дереву его десять раз покрывают натуральной олифой и полируют до получения "глубокого" блеска. МИКЕЛАНДЖЕЛО Конструкция этой модели создана в значительной мере под влиянием ружья лондонской фирмы "Босс", появившегося в 1909 году, которое считается одним из лучших бокфлинтов в мире. Основной особенностью этой системы являются замки на боковых досках. Изготовление стволов начинается с того, что от стальной заготовки диаметром 30 мм отрезают кусок длиной 850 мм, чтобы после нагревания и ковки превратить его в ствол с необходимым профилем. Специальное сверло используется для формирования канала ствола, который вращается, а сверло медленно подаётся пинолью. Специальные развертки используются для формирования дульных сужений и патронника. Обрабатывающие центры фрезеруют подствольные крюки с высокой точностью. Сплошная прицельная планка с ручной гелиошировкой и две сплошные боковые соединительные планки спаиваются в единый ствольный блок. Одной из особенностей конструкции запирающих элементов ружья являются подствольные крюки, более глубоко входящие в колодку. Это делает открывание ружья более мягким. Стало обычным в случае, когда нет других специальных причин, хромировать только патронник, коль скоро предполагается (считается), что хром может сделать ствол заметно менее гибким и, кроме того, препятствовать вворачиванию сменных чоков, которые сейчас очень широко применяются. Колодку из цементированной стали вместе с хвостовиком фрезеруют из одной заготовки на станках с программным управлением. Это характерная особенность ружей высокого класса. Колодку затем медленно и терпеливо обрабатывают вручную до тех пор, пока ее поверхность не будет точно совпадать со всеми сопрягаемыми поверхностями ствольного блока. Замки этого ружья смонтированы на боковых пластинах. Такое конструктивное решение выбрано для лучшего действия механизмов, сохранения их размеров и точности взаимодействия. Такой замок Бозисом запатентован. Боковые доски, на которых собраны замки и личинки, изготовлены из одной заготовки. Используемый в этом ружье односпусковой механизм также запатентован Бозисом. Усилия спуска составляют 1500 г для первого выстрела и 1800 г - для второго. Станки с программным управлением используются для индивидуального производства колодок, металлических деталей цевья, поперечного болта запирания, спусковой личины и других более мелких деталей отдельно для ружей каждого калибра. Ружья штучного изготовления всегда имеют душу. Это результат преданности искусству и верности глаза настоящего мастера - художника, стремящегося к совершенству на всех стадиях процесса. Современные технологии очень помогают мастеру повысить точность обработки деталей и уменьшить время на ручную подгонку "железа". Несмотря на это, ручное "доведение" штучных ружей по-прежнему требует очень больших затрат времени. От спаивания до подгонки стволов; полировки внутренних деталей замка; полной работы с прикладом, включая его поверхностную обработку; гравировки металлических деталей - все операции выполняются только вручную. Хороший оружейник столь искусен, что машины не могут с ним тягаться. Гравировка является заключительной, но не последней по важности, работой над ружьем. О ружейной гравировке можно написать не только отдельную статью, но и книгу. Кстати, в мире есть несколько очень хороших книг на эту тему. Только лучшим граверам, настоящим художникам, доверяют работу над оружием. У Лучано Бозиса работают выдающиеся граверы: отец (Джанкарло) и сын (Стефано) Педретти, Галеацци, Сабатти и Расотти. К сожалению, последнего - автора и исполнителя эротических сюжетов на оружии, сегодня уже нет в живых. Они смогли в миниатюрах на этом ружье передать не только красоту работ гениального земляка Микеланджело Буонаротти, но и донести до нас его глубокие мысли. Вклад граверов в потребительскую ценность этого оружия невозможно переоценить. Для создания совершенного дизайна ружья совместно трудятся оружейник, гравёр и заказчик. Все ружья Лучано Бозиса производятся только по индивидуальным заказам с точным учетом всех требований будущего владельца. Бокфлинты для своих заказчиков Бозис предлагает следующих калибров: 12, 16, 20, 28 и .410. |
Освальдо МАНЦОНИ (Брешия, Италия) |