К содержанию...

ПОЦЕЛУЙ «ЧЕРНОЙ ВДОВЫ»

От Редакции

Оружие как боевое, так и охотничье, представляя собой совершеннейшие механизмы, созданные человеческим гением, в своем совершенстве переживает не только своего творца и его современников, но и последующие поколения соприкасавшихся с ним людей и событий. Проходя этот путь, заслуженно или случайно обрастает неправдоподобными историями, правдивыми мифами и предстает перед нами в совершенно ином свете. Часто присваивались ошибочные названия, и начинали гулять легенды о том или ином ружье, винтовке, пистолете. Цаплю называли аистом, МП - «Шмайссером», а каждое второе ружье с немецкими клеймами обязательно «было из коллекции Германа Геринга», а «из этого Никита Сергеич завалил здоровенного кабана», а эту «финку» с эсэсовским клеймом и рукояткой, сделанной из ноги косули, «дед в 44-м снял после рукопашной с «эдельвейса» и ни разу ее не точил, и она до сих пор, как бритва». Ружейные стали наделялись волшебными свойствами: «Из такой сейчас не делают, утерян секрет», при виде стволов из дамасска захватывало дух, но «...Орех такой не растет». Правда и вымысел тесно переплетались друг с другом в определенном временно-пространственном поле, создавая красивый, а иногда и страшный ореол вокруг этих, дошедших до нас через различные перипетии, вещей. Истории людей становились историями предметов, а истории предметов становились историями людей. И, держа на ладони изящнейший нож, показанный приятелем, явно представляешь жестокую схватку насмерть в далеком 44-м уже порой забытой войны, ловя себя на мысли, что приятель не родился бы, успей тогда этот нож покинуть ножны. ...Листая пожелтевшие страницы старых каталогов, видишь франтов, сменивших английские костюмы на френчи цвета хаки, и снова и снова поднимающийся в атаку «эскадрон доблести», даже не забытой, а совсем неизвестной, той, первой войны. И до сих пор ходит по Старому и Новому Свету красивая, печальная история о «Черных вдовах».

Трудно себе представить более искушенного покупателя, чем нынешние покупатели суперружей высокого разбора. Изящнейшая работа по металлу, дорогущий орех, так экзотически изогнутый, что просто флиртует с собственной непрактичностью; только с избытком нанесенная гравировка удовлетворяет запросы знатоков. Все это просто дошло до абсурда и привело к тому, что большинство новоявленных коллекционеров десятилетиями ждут, когда им доставят окончательно отполированные и вылизанные ружья. Рано или поздно произойдет неизбежное пресыщение подобными изысками, и однажды захочется стать обладателем совсем не украшенного ружья, совершенного в своем аскетизме.




Пара ружей 12 кал., Голланд&Голланд, изготовленных именно в этом стиле, по заказу клиента.

История уже имела подобные прецеденты. В 20-е годы, когда махараджи заказывали ружья, инкрустированные драгоценными камнями, некоторые покупатели настаивали на простых ружьях, без всяких украшений, просто с вороненой или черненой отделкой. Этим экземплярам легенды присвоили имена «похоронных ружей» или «черные вдовы». При взгляде на такое ружье сразу представляешь старого сварливого полковника, прошедшего несколько Восточных походов со своим Перде или Голландом, который настаивает на преимуществе простецкого, ничем не украшенного ружья.

Слегка отвлекшись, я вспоминаю, как видел пышных разноцветных розелл, локеритов и других распестрых и болтливых франтов из семейства попугаев, которые были неотъемлемой частью моей повседневной жизни в Сиднее, в Австралии. Но я всегда в благоговении замолкал, когда видел единственного печального траурного какаду. Может быть, одиночество было прирожденным качеством этой птицы, но скорее всего матово-черный плюмаж очень сильно контрастировал с зеленовато-желтой искрой, вспыхивающей из глубины его глаз. И тридцать лет спустя это единственный попугай, которого я помню очень отчетливо.

Аналогично и черное ружье с золотистой вспышкой короткой гравировки привлекает именно этой поразительной уникальностью.

Примерно так шли мои рассуждения, пока я не начал расспрашивать о ружьях с траурным ликом у людей, имеющих к оружию непосредственное отношение. Вот что сказал торговец и знаток Перде Давид Мейнард: «Я понимаю, что не было никакого «политического решения» выпускать такие неукрашенные ружья, они вышли скорее всего случайно, - вероятно, потому что заказчики либо хотели чтобы гравировка производилась где-то в другом месте, либо они просто не хотели оплачивать гравировку и рады были использовать ружья в таком виде, как есть. И главной причиной поставки ружей заказчикам без гравировки в начале сезона было то, что предполагалось производить гравировку позже, по окончании охотничьего сезона, после того как ружья побывают в работе.

Русел Уилкин, технический директор Голланд-Голланда говорит, что похожие истории были и в его компании: «Я никогда не слышал и не читал о том, что ружья баз гравировки называются «траурными» или «черными вдовами». У некоторых была очень простая отделка, практически без гравировки. Некоторые были совсем без гравировки, просто «черные» - это означало, что оружие не доведено до кондиции только с точки зрения наружной отделки, но его отполировали и заворонили ради приличного вида и защиты металла, если клиент настоял на том, что именно это оружие он хочет использовать в начинающемся сезоне и не желает ради отделки откладывать удовольствие пострелять из нового ружья».

Я сверялся с авторитетным Дональдом Далласом, который подтверждал, что не нашел никаких записей и никаких упоминаний о «черных вдовах» в архивах Перде и Босса. И майор сэр Джеральд Берранд в своем трехтомном шедевре «Современное оружие», 1931 г., пишет следующее: «...Теперь ружье готово к применению, хотя у него нет отделки (украшения), в таком состоянии его называют «черновик» или «черновой вариант». Ружья «черновики» часто рассылаются клиентам для временного использования, даже на один сезон, на котором они пройдут тщательнейшую проверку перед окончательной отделкой». Даллас еще раз подтверждает то же самое в своей статье «Перде. Производители ружей и винтовок», описывая курковое ружье, сконструированное Лордом Рипоном, и ссылаясь на то, что Рипон опробовал ружье в работе как «черновик», прежде чем оно попало на окончательную отделку: «Есть, конечно, соблазн подумать, что некоторые владельцы не вернули ружья на окончательную внешнюю доводку либо из-за того, что участвовали в мировых войнах и не вернулись с полей сражений, либо по другим причинам, но их ружья так и остались «черновиками», не доведенными экземплярами, «черным» наследством горестных вдов, не дождавшихся своих мужей».


Оружейник Дейл Тейт изготовил зто ружье с «траурной отделкой», сэкономив расходы клиента на закалку и гравировку.

Я позвонил одному из топ-знатоков среди коллекционеров, и он сказал, что никогда не покупал «черную вдову», потому что эти ружья часто были очень побиты из-за того что изготавливались из мягкого металла, никогда не подвергались закалке, так как этот процесс должен был производиться на последней стадии их отделки, как это обычно делается с ружьями. И добавил, что, по его мнению, некоторые легендные названия, присеваемые и используемые при описании ружей этого типа, были просто придуманы торговцами оружейным секонд-хэндом, как пикантный трюк для продаж». Могло ли случиться, что «черная вдова» - это просто случайная ошибка, что эти ружья как-то избежали достойной судьбы?

Но Крис Остин в 1998 г. в своей книге «Гравировка ружей» дает иное предположение: «...За избыточной гравировкой может часто скрываться ружье низкого качества, и этим часто пользовались, чтобы скрыть слабое мастерство оружейников. Именно по этой причине самое лучшее ружье с полным отсутствием какого-либо украшательства, возможно, и является чистейшим выражением высочайших оружейных качеств. Не должно быть никаких возможностей скрывать дефекты; все металлические элементы должны идеально подходить и сопрягаться друг с другом; не должно быть ни малейших зазоров между рабочими деталями и крепежными пластинами;ствол, цевье и приклад должны составлять единое целое; не должно быть даже крошечных возможностей люфта во всех соединениях в любой точке ружья. И такие ружья производились, и тому есть множество примеров от Перде и Голланда, и именно их стали называть «черная вдова», потому что их единственным украшением была идеальная черная поверхность».

16 июля 1997 г. Аукцион Кристи выставил на торги необычную пару ружей 12 калибра Royal Self-Openers от Голланд-Голланда, абсолютно без отделки, только воронение. В то время Остин возглавлял отдел спортивного оружия Кристи. Его записи являются откровением. Сообщив, что ружья были изготовлены в 1936 г., он продолжает: «Эти ружья были предназначены исключительно для единственного клиента, который предпочитал только самые лучшие ружья и обязательно без всякой отделки».

Я также вспомнил Питера Нельсона, величайшего британского оружейника, единственно известного мне, выпустившего каталог ружей без отделки, среди которых были ружья из «белого» металла и полным отсутствием гравировки. И спрашивается, зачем мастеру такого уровня понадобилось уделять время этим «простачкам»?

Так что же это было? Были ли «черные вдовы» подлинным олицетворением оружейного мастерства, идеалом знатока, где ни одна щербина или зазубрина не скрывалась за искусно выполненной гравировкой? Или это просто были незаконченные, «черновые» ружья?

Роджер Лейк, американский писатель и специалист, который работает в Бонхальском музее в отделе оружия и доспехов, сказал следующее: «Поскольку в 20-е годы наблюдалось увеличение выпуска таких ружей, я предполагаю, что это была одна из многочисленных модных инициатив со стороны торговцев оружием, чтобы оживить и подтолкнуть спрос. Нужно помнить, что именно в то время был гигантский избыток современных высококлассных ружей очень хорошего качества, вследствие огромных потерь в Первой мировой войне. Мы скорее всего так никогда и не узнаем, какой финт выкинули торговцы, чтобы убедить покупателей, что им просто необходимо заменить свои старые богато украшенные ружья на простенькие новые. По-моему это была попытка оживить рынок и обеспечить работой оружейников».


Самая знаменитая американская черная вдова, «Винчестер», модель 21.

Я разговаривал с Дейлом Тейтом, работавшим когда-то у Перде и который сейчас делает в Калифорнии ружья под своим собственным именем, была ли «Черная вдова» идеалом среди знатоков: «Все это заблуждения. Это просто были ружья, от которых Перде не смогли вовремя избавиться, они просто были не доведены до кондиции. Вот и все что с ними было». Я спросил у Дейла, делал ли он когда-либо курковое ружье в «траурном варианте». «Нет, ни разу, но безкурковку без отделки в целях экономии на цене я выпускал. На ней только золотом было имя - Тейт, и все. Клиент сэкономил 6000 долларов».

В Америке каталог «Батавия, Нью-Йорк, Бейкер, Оружие и боеприпасы», 1917 г., где именуется класс «Черная красавица», считается образцовым. После краткого пояснения, - «...Класс «Черная красавица», обладая наилучшими качествами, имеет разумную цену, копируется «вороненый» стиль, так популярный у более дорогих европейских ружей.

Самое изысканное американское «траурное ружье», Винчестер Модель 21, унаследовало эту черную отделку от своего непосредственного предшественника - Бирмингем-BSA».

Трэхем Гринер, директор компании W.W. Greener сказал: «В прошлом мы действительно поставляли простые вороненые ружья от игольчатых до курковых. Мы до сих пор можем изготовить ружье без гравировки, покрыть все его металлические части черным, но это не будет целесообразно с экономической точки зрения, так как оно без гравировки сильно проиграет в цене. Наши новые ружья стоят от 50000 долларов, и мы совсем не хотим выпускать их без отделки, так как их цена будет где-то около 47000 долларов. Они будут очень простецки выглядеть, а мы в свое оружейное мастерство любим включать такой элемент, как искусство». Управляющий директор компании «Босс», Трэхем Налей, придерживается такой же точки зрения: «Если под «черной вдовой» вы имеете в виду простое без отделки ружье, тогда ответ таков: «Босс» выпускает только самые хорошие ружья. Если заказчик вдруг пожелает ружье без отделки, мы выполним его пожелания. Такие прецеденты были, и «Босс» изготовил так называемую «черную вдову» в 1929 г., номер 7755, с необычной комбинацией стволов: 20 калибра и .256. Тем не менее предполагаемая экономия на гравировке поглотилась полировкой и последующим воронением. Так что при заказе единичного экземпляра никакой выгоды нет».

Девид Мейранд, Перде: «Да, Перде, бывало, выпускал вороненые ружья без гравировки, цена их была ниже на 2000 долларов, так что снижение цены вовсе не повод для выпуска вороненых ружей».

Вывод ясен: большинство «черных вдов» - это скорее исключения, может быть, даже недоработки. И все-таки в сфере британского оружейного производства на заказ до сих пор можно найти ружье такого типа, но прежде чем стать мужем «Черной вдовы», хорошенько взвесьте свои финансовые ресурсы.

Дуглас ТЕЙТ
"РУЖЬЕ", июнь 2006 г.