- Лучшие оружейники
- "ПОЦЕЛУЙ "ЧЕРНОЙ ВДОВЫ"
- "BEST GUNS, ТАК ЖЕ ХОРОШИ, КАК"
- BEST GUNS, ТАК ЖЕ ХОРОШИ, КАК ... И ЗНАЧИТЕЛЬНО ДЕШЕВЛЕ...
- "THE BEST OF THE BEST"
- "PIGEON GUNS ИЛИ ЕЩЁ РАЗ О САДОЧНЫХ РУЖЬЯХ"
- "W.W. GREENER: СЛЕПОЙ РЕКОРДСМЕН"
- "БОЛТ ГРИНЕРА"
- "BOSS & CO - ПЕРВАЯ СРЕДИ РАВНЫХ"
- "К R U Р Р: БРАТСТВО "ТРЁХ КОЛЕЦ"
- "HOLLAND & HOLLAND - ЛОНДОНСКИЙ "ТЯЖЕЛОВЕС"
- "РУЖЬЯ ДЛЯ ИМПЕРАТОРА"
- "МЕЧТА КОРОЛЕЙ - ПЕРДЕ"
- "ФЕНОМЕН ИВО ФАБРИ"
- "FABBRIЧНЫЕ РУЖЬЯ"
- "КОРОЛЕВА" ИЗ РУК ЛУЧАНО БОЗИСА"
- "БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ ШТУЧНИК"
- "ЭКСКЛЮЗИВ ЛУЧАНО БОЗИС"
- "СОВЕРШЕНСТВО КАК МЕТОД, ИСКУССТВО КАК ИНСТРУМЕНТ"
- "ЛЬЕЖСКАЯ МАНУФАКТУРА"
- "ARRIZABALAGA - НЕИЗВЕСТНОЕ РУЖЬЁ ПЕДРО АРРИСАБАЛАГА"
- "AYA - ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ ИСПАНКА"
- "НОВАЯ ЗВЕЗДА"
- "ЗВЕЗДА ПОДНЯЛАСЬ ВЫШЕ"
- "КВАЛИФИКАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ"
- "НОВАЯ ЗВЕЗДА НА ОРУЖЕЙНОМ НЕБОСКЛОНЕ"
- "ДРАКОН" В ДВУХ ОБЛИЧИЯХ"
- "ОРУЖИЕ ОТ PERUGINI & VISINI" (Сергей Кузнецов, Сергей Чернышов)
- "PERUGINI & VISINI И ИХ СПОРТИВНАЯ МОДЕЛЬ MAESTRO" (Сергей Кузнецов, Сергей Чернышов)
- "МАЭСТРО ОТ ПЕРУЖИНИ И ВИЗИНИ"
- "ШТУЦЕР ДЛЯ ПРОФИ"
- "RENATO GAMBA - ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ"
- "DAYTONA K2 - ВЫБОР ПОБЕДИТЕЛЯ!"
- "ДАЙТОНА ОТ РЕНАТО ГАМБА"
- "СИЛА MONZA ОТ INVESTARM"
- "СПОРТИВНОЕ, СОВЕРШЕННОЕ И ДОСТУПНОЕ"
- "ОРУЖИЕ ОТ ТРЕХ СЕСТЕР"
- Оружейная проза
- "ЗАТВОРНЫЕ СИСТЕМЫ "ПЕРЕЛОМОК" Часть 1
- "ЗАТВОРНЫЕ СИСТЕМЫ "ПЕРЕЛОМОК" Часть 2
- "ЗАТВОРНЫЕ СИСТЕМЫ "ПЕРЕЛОМОК" Часть 3
- "ЗАТВОРНЫЕ СИСТЕМЫ "ПЕРЕЛОМОК" Часть 4
- "ЗАТВОРНЫЕ СИСТЕМЫ "ПЕРЕЛОМОК" Часть 5
- "СОВРЕМЕННЫЕ ОДНОСПУСКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ" Глава 1
- "СОВРЕМЕННЫЕ ОДНОСПУСКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ" Глава 2
- "СОВРЕМЕННЫЕ ОДНОСПУСКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ" Глава 3
- "СОВРЕМЕННЫЕ ОДНОСПУСКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ" Глава 4
- "СОВРЕМЕННЫЕ ОДНОСПУСКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ" Глава 5
- "ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СПОРТИВНЫЕ РУЖЬЯ"
- "МЦ8 – ЛЕГЕНДА ЦКИБ"
- "СТЕНДОВЫЕ РУЖЬЯ НА ОХОТЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ"
- "ИТАЛЬЯНСКИЙ ФЕНОМЕН"
- "ТУЛЯКИ, ТУЛЯЧКИ, "ТЕРПУГИ" И "ЛАЧКИ"
- "ПОНЯТЬ ГОРИЗОНТАЛКУ"
- "РЕГУЛИРОВКА ПРИЦЕЛА НА ДРОБОВИКЕ"
- "ПРИЦЕЛЬНЫЕ ПЛАНКИ ДРОБОВИКОВ"
- "ЧТО ТАКОЕ ПОДКЛАДНОЙ ЗАМОК?"
- "ЗАМКИ СИСТЕМЫ "ЭНСОН-ДИЛИ"
- "СТВОЛЬНАЯ СТАЛЬ И БОЙ РУЖЬЯ"
- "РУЖЕЙНЫЕ СТВОЛЫ. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ."
- "РОЖДЕНИЕ СТВОЛА"
- "ДВЕНАДЦАТАЯ ЧАСТЬ ФУНТА СВИНЦА"
- "СТВОЛЫ И КАЛИБРЫ"
- "РАЗРЫВЫ РУЖЕЙ"
- "ДЛИННЫЙ ЧОК ИЛИ КОРОТКИЙ?"
- "ТУЛЬСКИЕ ЧОКИ"
- "ЦВЕТНАЯ КАЛКА НА ОГНЕСТРЕЛЬНОМ ОРУЖИИ"
- "ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ "ТЕОРИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ЛОЖИ"
- "ПОЧЕМУ РУЖЬЕ ДЕРЕТСЯ"
- "ДОЛГИЙ ПУТЬ ОРУЖЕЙНОГО ОРЕХА"
- "СОХРАНЕНИЕ ЛОЖИ"
- "ВЫБОР ЛОЖИ"
- "ЛОЖА - ПРИЦЕЛ ДРОБОВИКА"
- "ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОНКА РУЖЬЯ ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ ВЛЕТ"
- "ФИТНЕС ДЛЯ ДРОБОВИКА"
- "ПОДБИРАЕМ РУЖЬЕ ДЛЯ ОХОТЫ"
- "КАКОЙ БОЙ У ВАШЕГО РУЖЬЯ?"
- "ПРОВЕРКА И ПРИСТРЕЛКА РУЖЬЯ"
- "ПРОВЕРКА И ПРИСТРЕЛКА РУЖЬЯ"
- "ОТДАЧА ПРИ ВЫСТРЕЛЕ - ХОРОШО ЗНАКОМАЯ, НО МАЛО ПОНЯТНАЯ?"
- "ЯВЛЕНИЕ ВЫСТРЕЛА"
- "ДРОБОВОЙ ВЫСТРЕЛ"
- "ДЕФОРМАЦИЯ ДРОБИ ПРИ ВЫСТРЕЛЕ"
- "ПОЛЮБИТЕ ФРАНЦУЖЕНКУ В РУССКОЙ РУБАШКЕ!"
- МОСКОВСКАЯ ОРУЖЕЙНАЯ ВЫСТАВКА "ОРУЖИЕ & ОХОТА 2006"
- 25-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА "EXA 2006" Часть 1
- 25-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА "EXA 2006" Часть 2
- 25-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА "EXA 2006" В ИТАЛИИ Часть 3
- 25-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА "EXA 2006" В ИТАЛИИ Часть 4
- 4-Я ВЫСТАВКА "ПРИРОДА, ОХОТА И ТРОФЕИ 2005"
- Спортивная проза
- "СБОРНИК СТАТЕЙ ОБ ОРУЖИИ И СТРЕЛЬБЕ"
- "СБОРНИК СТАТЕЙ ОБ ОРУЖИИ И СТРЕЛЬБЕ"
- "САДОЧНЫЕ РУЖЬЯ"
- "СОВЕТЫ АНГЛИЙСКОГО ОРУЖЕЙНИКА"
- УМЕТЬ-СТРЕЛЯТЬ-Часть-1
- "УМЕТЬ СТРЕЛЯТЬ" Часть 2
- "УМЕТЬ СТРЕЛЯТЬ" 3
- "СТРЕЛЬБА ПО ДВИЖУЩИМСЯ МИШЕНЯМ"
- "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ СТРЕЛКОВ"
- "ОХОТНИЧЬЕ РУЖЬЕ НА СТЕНДЕ"
- "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ"
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 1
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 2
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 3
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 4
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ НА СТЕНДЕ И НА ОХОТЕ" Часть 5
- "САМОУЧИТЕЛЬ СТРЕЛЬБЫ"
- "СТРЕЛЯЕМ НА СТЕНДЕ, ПОПАДАЕМ НА ОХОТЕ"
- "ДОМАШНИЕ ТРЕНИРОВКИ С РУЖЬЁМ"
- "СТРЕЛЬБА С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ"
- "НЕ МАЗАТЬ? НЕТ НИЧЕГО ПРОЩЕ"
- "ТЕХНИКА СТРЕЛЬБЫ И САМОЗАРЯДНЫЙ ПАТРОН"
- "СТРЕЛЬБА НАВСКИДКУ"
- "СТРЕЛЯЙТЕ ПО ЛИНЕЙКЕ"
- "СТРЕЛЬБА ВЛЕТ"
- "ОТЧЕГО ЖЕ БЫВАЕТ ПРОМАХ?"
- "ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ"
- "МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ НА СТЕНДЕ"
- "ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ"
- "УПРЕЖДЕНИЯ ПРИ СТРЕЛЬБЕ НА СТЕНДЕ"
- "ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ НА КРУГЛОМ СТЕНДЕ"
- "ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ НА ТРАНШЕЙНОМ СТЕНДЕ"
- "ОБ ОТРАБОТКЕ ВТОРОГО ВЫСТРЕЛА НА ТРАНШЕЙНОМ СТЕНДЕ"
- "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ"
- "ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ СТРЕЛКОВ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛЯЦИИ"
- "МЫСЛЕННАЯ ТРЕНИРОВКА СТРЕЛКА-СПОРТСМЕНА"
- "МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА"
- "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В СТРЕЛЬБЕ"
- "ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ У СТРЕЛКОВ-СПОРТСМЕНОВ"
- "ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В СТРЕЛЬБЕ ПО МИШЕНИ "БЕГУЩИЙ КАБАН
- "О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ"
- "СКИТ, ТРАП, СПОРТИНГ И ОХОТА"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ПО ЖИВЫМ И ГЛИНЯНЫМ ГОЛУБЯМ"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ОХОТНИЧЬИХ РУЖЕЙ"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ОХОТНИЧЬИХ РУЖЕЙ"
- "СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ОХОТНИЧЬИХ РУЖЕЙ"
- "СТРЕЛЬБА ПО ПРОПЕЛЛЕРАМ"
- "ОХОТНИЧЬЕ ТРОЕБОРЬЕ"
- "СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА В РОССИИ"
- "СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА"
- "СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА И ОХОТНИКИ"
- "ПЕРВЫЕ ВЫСТРЕЛЫ"
- "НА СТЕНДАХ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО"
- "СТЕНД МОЕЙ ЮНОСТИ"
- "ДОЛОГ ЛИ ПУТЬ К ПЬЕДИСТАЛУ ПОЧЕТА?"
- "ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО СТЕНДОВОГО СПОРТА" Часть 1
- "ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО СТЕНДОВОГО СПОРТА" Часть 2
- "ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО СТЕНДОВОГО СПОРТА" Часть 3
- "ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО СТЕНДОВОГО СПОРТА" Часть 4
- "ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО СТЕНДОВОГО СПОРТА" Часть 5
- "ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО СТЕНДОВОГО СПОРТА" Часть 6
- "ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО СТЕНДОВОГО СПОРТА" Часть 7
- "ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО СТЕНДОВОГО СПОРТА" Часть 8
- "ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО СТЕНДОВОГО СПОРТА" Часть 9
- "ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО СТЕНДОВОГО СПОРТА" Часть 10
- "ОНА БЫЛА ПЕРВОЙ"
- "ЛИДЕР"
- "ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОН"
- "НАСТАВНИК ЧЕМПИОНОВ"
- "ТРАППЕР"
- "РОССИЯНКА В КОМАНДЕ RENATO GAMBA"
- Охотничья проза
- ЭПИГРАММЫ
- НЕ ХОДИТЕ, ДЯДИ, В АФРИКУ ГУЛЯТЬ!
- ГА, ГА, ИЛИ ДВАДЦАТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ГУСЯТНИКА
- ГА, ГА - 2 ИЛИ ОСОБЕННОСТИ ДИЛЕТАНТСКОЙ КОРРЕКТУРЫ
- ПОДАРИ ИХ КАКОЙ-НИБУДЬ СВОЛОЧИ
- ДВА РАССТРЕЛЬНЫХ ДЕЛА
- ПОДВИГ КРАСНОФЛОТЦА КОРОЛЁВОЙ
- НЕ РОЙ ДРУГОМУ ЯМУ
- БЕЗНАДЕЖНЫЙ ЗАГОН
- ОЧЕРЕДЯМИ ПО УТКАМ
- ЧЕМПИОНСКАЯ РЕАКЦИЯ
- ДВА ИВАНЫЧА
- УТКИ-ЛЕСБИЯНКИ
- КЕЙ - ДЖИ - БИ
- КОВБОЙ И ТИХОНЯ
- НОВГОРОДСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ
- СНАЙПЕР НА ВЕСЕННЕЙ ОХОТЕ
- ЭТИ СТРАННЫЕ РЯЗАНСКИЕ ГУСИ
ОТЧЕГО ЖЕ БЫВАЕТ ПРОМАХ?
Под таким названием в одном из номеров французского охотничьего журнала "Аu bord de leau, plaine et bois" помещена статья Н.Ашеритегюи о стрельбе влет по подвижным целям. Автор пишет, что люди с хорошим зрением зачастую не имеют успеха на охоте и винят в этом магазин, в котором купили ружье, само ружье, свою собаку или спутников по охоте, хотя дело вовсе не в этом. Можно согласиться, что когда покупают, например, костюм, то его примеряют, а вот когда приобретают ружье, то настоящая проба, а заодно и огорчения начинаются после покупки. Прикладисто ли оно, какой глаз у охотника направляющий - правый или левый, подходит ли ему ложа, какова сила отдачи, соответствует ли вес ружья комплекции охотника и т.д. и т.п. - все это выясняется гораздо позднее. Автор шутливо замечает, что секрет стрельбы влет зависит от умения целиться рядом с целью, т.е. в пустое место. Но эта шутка имеет глубокий смысл; надо, действительно, целиться в сторону от цели, но только в надлежащую. 99% промахов - результат того, что дробь прошла "ниже и позади" цели. По утверждению автора, это происходит потому, что охотник подсознательно хочет видеть, во что он стреляет. Чтобы видеть, он "открывает" цель, опуская концы стволов вниз. И дичь, естественно, пролетает над снарядом и впереди его. Обычно линия прицеливания проходит ниже цели еще и потому, что поднятая птица летит, набирая высоту. Когда же стреляют "в штык" (навстречу) и охотник хочет видеть дичь, снаряд дроби обязательно пройдет позади нее. Вот почему многие охотники предпочитают стрельбу "в угон".
При стрельбе нужен расчет и умение быстро этот расчет сделать. Между тем эти навыки охотник приобретает лишь в процессе длительной тренировки в стрельбе по подвижным целям. Допустим, птица пролетает в 35 м от охотника со скоростью 80 км/ч, то есть 22 м/с. Охотник вскидывает ружье; мозг приказывает: стрелять; приказ доходит до пальца, который нажимает на спусковой крючок. Курок бьет по бойку; боек передает удар на капсюль и воспламеняет его; капсюль в свою очередь поджигает порох. Образуются пороховые газы; толкающие снаряд по стволу. Затем в течение одной десятой секунды дробь летит 35 м до птицы. Значит, вместе с тем временем, что ушло на реакцию охотника и срабатывание механизмов (о чем сказано выше), прошло уже две десятых секунды! А птица? Что она успеет сделать за эти две десятых секунды? Ответ прост; пролететь 4 м 40 см. А что, если она летит со скоростью 100 км/ч и притом на расстоянии 50 м от охотника? В этом случае уже потребуется упреждение ни много, ни мало как в 8 м! Вот почему промах почти всегда объясняется тем, что дробь опоздала и дичь уже вышла из убойного круга.
Конечно, на охоте некогда пользоваться логарифмической линейкой, величина необходимого упреждения познается на опыте, зависит от навыка стрелка и, добавим, его хладнокровия. Охотник, поторопившийся выстрелить, зачастую убеждается, что для расчетливого прицеливания времени у него еще было в запасе очень много.
Автор затрагивает еще одну проблему, более сложную, хотя и касающуюся того же вопроса. Он приводит высказывание докторе Фишгольда: "Когда вы смотрите на летящий объект, то инстинктивно определяете его нахождение по отношению к окружающему и полагаете, что в этот момент он находится в какой-то точке "икс" своего полета". При этом, оказывается, вы совершаете еще одну грубую ошибку, сущность которой, как показал в своих работах доктор Рено, заключается в следующем.
Человеческий глаз - это фотографическая камера, чувствительной частью которой служат хрусталик и сетчатка, связанные с нервными клетками мозга. Время, необходимое для прохождения света на сетчатку, бесконечно малое, но каждое видение требует адаптации (приспособляемости глаза, а на это уже затрачивается значительное время). На этом запаздывании построен принцип восприятия кинофильма - двадцать четыре снимка в секунду воспринимаются человеком как непрерывное движение. Таким образом, проходит от 0,06 до 0,08 секунды, пока одно изображение сменится в мозгу другим, а это значит, что одного изображения уже нет, а глаз еще видит его.
Восприятие изображения у разных людей неодинаково. Лучшее время, которое наблюдал доктор Фишгольд, составляло около 0,18 секунды, у людей старше 40 лет - порядка 0,28, а у более пожилых или систематически употребляющих алкоголь оно удлиняется до 0,35 секунды. Таким образом, поскольку человек "видит мозгом", а не глазами, он фиксирует птицу взглядом там, где она была 0,2-0,3 секунды тому назад. Если эти доли секунды сложить теперь со временем, о котором написано выше, то сумма составит почти полсекунды. Этот расчет убедительно показывает, что упреждение не только необходимо, но и должно быть достаточно большим. А какое оно должно быть - рассчитайте сами, пока вы находитесь дома и можете заняться арифметическими подсчетами. На охоте подсчитывать будет некогда; ведь охотничья страсть - это большое волнение, и часто только после выстрела охотник соображает, что надо было делать!
Есть еще много условий, говорит автор, от которых зависит удачный выстрел. В частности, очень важно, чтобы одежда охотника была удобной, не стесняла его движений. Если ружье, пишет он, должно соответствовать конституции и силам охотника, то его костюм необходимо подгонять к ружью и фигуре стрелка.
Ж. Ашеритегюи приводит пример, как он вернул мужество одному совсем было отчаявшемуся любителю. Это был видный профессор, но с ружьем в руках вел себя так, что дичь падала под его выстрелами только случайно, как бы иллюстрируя истину, что "дробь всегда пройдет где-либо". Охота происходила в горах, и было видно, как профессор стрелял впустую по птицам, пролетавшим от него в 20 шагах. Вечером на отдыхе он сказал, что рано утром уедет и никогда больше не возьмет ружья в руки. Автор посоветовал ему: "Завтра утром попробуйте стрелять так, как если бы за попадание в птицу вам полагалось тяжелое наказание; стреляйте вперед настолько, чтобы быть уверенным, что не попадете". Ашеритегюи добавляет при этом, что он, конечно, рассчитывал на разумное упреждение.
На следующий день профессор положил три птицы подряд. Четвертым и пятым выстрелами он промахнулся, так как повторил прежние ошибки, но вновь взял себя в руки, стрелял до вечера и притом весьма успешно. И профессор, собиравшийся утром уехать с охоты домой, остался еще на 6 дней.
Б. МАЗЕ
"ОХОТНИЧЬЯ БИБЛИОТЕЧКА", апрель 1999 г.