ТАК ЖЕ ХОРОШИ, КАК ... И ЗНАЧИТЕЛЬНО ДЕШЕВЛЕ...

Взаимосвязь между ценой и качеством детально рассмотрена в популярной остросюжетной детской сказке про трёх поросят. Напоминаю, младший брат построил себе домик из соломы, средний - деревянную избу, а старший возвёл хоромы из кирпича. Соломенное (дешёвое) строение злой волк разрушил, дунув на него единожды. Для демонтажа деревянной (средней цены) конструкции волку пришлось потрудиться, а кирпичную (дорогую) постройку ему сокрушить так и не удалось, сколько он ни старался.

Разница в цене между соломенным, деревянным и кирпичным домиками объяснить легко: цены на стройматериалы и трудоёмкость работы очевидны. С ружьями всё немного сложнее: та двустволка - и эта тоже, эта английского производства, а у той другая родословная, но у обеих стволы из металла и приклады из дерева... Смотрим мы на них и понять не можем, почему цены на них так сильно различаются.



Пара двустволок 12-го калибра компании Boss&Co стоит недешево от 12000 до 16000 фунтов. Но это только на первый взгляд дорого...

Уже цитированный Cyril Adams говорит, что на изготовление лондонской двустволки наивысшего качества уходит около 1200 человеко-часов и занимает процесс два года. Труд высококлассных мастеров не дёшев. Расценки диктуются большим спросом и недостатком предложения. Квалифицированных специалистов мало, очень мало, а раз так, тем что имеются платят хорошо, иначе уйдут к конкуренту. Чтобы оценить дефицит рабочей силы в Лондоне, взглянем ещё раз на цифры. Те 1200 часов, что затрачиваются на изготовление ружья, это всего лишь тридцать недель, то есть чуть больше полугода. Так почему же тогда они с этим заказом два года (сто четыре недели) валандаются? Действительно, почему?

Да потому, что квалифицированных рабочих не хватает, вот почему! Казалось бы, чего же проще, раз деньги хорошие, набери рукастых ребят, поднатаскай их немного - и в бой. Все затраты на подготовку мгновенно и окупятся, не так ли? Идея, конечно, хорошая, но ничего из этой затеи, к сожалению, не выйдет. Поднатаскивать придётся слишком долго. Подготовка мастеров-оружейников до сих пор ведётся по проверенной веками старой цеховой традиции - до двухгодичных школ ФЗУ с одновременным прохождением курса средней школы они ещё не додумались. Подающего надежды и склонного к одной из оружейных специализаций мальчика берут в ученики на семь лет. Учат не торопясь, основательно. Первые два года денег не платят и серьёзной работы не доверяют. После двух лет допускают к изготовлению некритических, второстепенных элементов. Большинство произведённых деталей с верстака идёт прямиком в мусорную корзину. И так день за днём, пока не выучится. Так, медленно и кропотливо способный и старательный ученик осваивает ремесло.

В Лондоне нехватка, а у некоторых континентальных оружейников избыток рабочей силы. О проблемах одной такой фирмы я знаю довольно подробно. Имени, к сожалению, назвать не могу - это их деловая тайна, но намекнуть - намекну: продукция этой компании в тройке лучших европейских образцов. Существующие производственные мощности позволяют резко увеличить объём продукции без дополнительных затрат. Единственная причина, по которой это не делается, - ограниченный спрос на европейские ружья из-за их высокого качества и стоимости. А раз так, рабочая сила используется не полностью.

Напрашивается простое решение: а не попробовать ли нам сманить континентальных мастеров длинным английским фунтом стерлингов, благо в условиях общего рынка миграции рабочей силы никто не препятствует? Перевезём их всех в Лондон, дадим неделю на обустройство и ... за работу, дорогие товарищи! Но нет, не спешат вербовщики на континент в поисках мастеров-оружейников. Не спешат они потому, что в Лондоне для этих мастеров работы нет. Это там у себя в Бельгиях с Германиями, да в Италии, Франции, ну и, конечно же, в Испании они мастера, а для Лондона - квалификация не та. Есть, правда, одно исключение: итальянские гравёры. Эти - вполне на уровне лондонских стандартов, а то и выше. И дешевле, кстати. Им работу лондонские фирмы в Италию шлют.

Высокая цена на best London guns - это, в первую очередь, результат дороговизны высококачественных материалов, объёма ручной работы и стоимости квалифицированного труда.



В отличии от большинства иностранных ружей, английские Best Guns становится год от года все дороже...

Ладно, причину высоких цен мы объяснили. А теперь задумаемся, так ли эта цена высока? Вроде бы да: при беглом взгляде на ценник, цифры на нём могут показаться международным телефонным номером. Ошибка вполне понятная и простительная. Но вот что интересно, возьмём мы эту цену - в рублях ли, в долларах ли, в монгольских ли тугриках или в динарах с дырками - и поделим её на срок службы ружья, лет этак на 150-200, чтобы прикинуть, сколько же на год приходится. Сделали? Посчитали? Оказывается, не так уж много, не правда ли? Чтобы не быть голословным, приведу пример. Новое, с иголочки, лондонское ружьё стоит сегодня около 60000 долларов. При прогнозируемом сроке безжалостной эксплуатации (10000-15000 выстрелов в сезон) в течение хотя бы 150 лет - это 400 долларов в год.

Из-за разнообразия производителей, моделей и цен невозможно даже приблизительно прикинуть, во что обходится год жизни континентально-американо-японских ружей при интенсивном их использовании. Мои хьюстонские приятели, которые серьёзно занимаются спортингом (а это значит 400-1000 выстрелов в неделю), измочаливают свои ружья за 2-3 года. Наиболее популярная двустволка в этих кругах - «Беретта» 687 стоимостью около $2500. Те, кто ещё не забыл четыре арифметических действия, подтвердят, что это больше чем $800 в год, то есть в два раза дороже годовой стоимости best London. Оговорюсь, эти цифры практического значения для большинства из нас не имеют: спортсменам такого уровня, что требуется «сжигать» по 1000 патронов в неделю, ружья достаются бесплатно. Ну а тем, кто только балуется охотой или спортивной стрельбой, любого ружья хватит на много лет. Ну а посему, говорят нам производители и продавцы европейских двустволок, коль на ваш век хватит, зачем тогда дорогие ружья покупать, зачем лишнее платить? То же самое мы слышим от американцев и бразильцев. Сладкой песне сих сирен не поверим. Заманивают они нас, правды недоговаривая и утаивая информацию. Их мотивы понять можно — им свою продукцию сбывать надо, так что просвещать покупателя им резона нет.

Ещё стоит сказать о том, как купленное ружьё держит цену.

Оказывается, большинство подержанных ружей, сделанных вне Англии, со временем теряют цену, а английские - растут в цене. Верить мне на слово не прошу, каждый может сам проверить и убедиться. Для этого достаточно взглянуть на объявления купли-продажи в любом западном журнале или на каталоги торговцев оружием. Если нет доступа ни к тем, ни к другим, тоже не беда - всю эту информацию можно найти в Интернете. Чтобы помочь с поиском, даю адрес одного такого источника: gunsamerica.com.

Проиллюстрирую сказанное тремя историями из личного опыта.

История первая, или Правдивый рассказ о том, как я продавал ружья.

Чуть больше года назад мне понадобилось место в сейфе для новой покупки. К предложению купить второй сейф и поставить его в гостиной жена отнеслась холодно и без понимания. Своё мнение об этой идее она сформулировала энергично, недвусмысленно и в выражениях, знания которых я за ней даже не подозревал. Оставалось одно - освободить место, продав то, чем давно не пользуюсь. Нашлось три кандидата: Arietta со съёмными замками, Beretta BL4 и Winchester 101 Pigeon Grade, все с примерно одинаковым уровнем износа.

Докладываю результат: первое продал с потерей около 15% покупной цены. На второе, лучшее из трёх, покупателей не нашлось. За Winchester я получил ту же цену, что заплатил за него, когда купил его новым двадцать лет назад. С учётом инфляции, это примерно 50% оригинальной стоимости.

История вторая - с совсем другим концом. Место действия - Лондон, оружейный магазин одного из моих тамошних приятелей. Время действия - январь этого года. Действующие лица: Хозяин магазина, Клиент, известный своей мелочностью и жадностью, и в углу сцены - я, Рассказчик. Спектакль короткий, в одном действии.

Оркестр замолкает. Поднимается занавес. На ярко освещенной сцене зрители видят Хозяина и Рассказчика, увлечённых беседой. Открывается дверь, и на сцене появляется Клиент. Следует короткий обмен приветствиями, затем диалог Клиента с Хозяином.

Хозяин: Чем могу служить?

Клиент: Вы меня наверное не помните, но я у вас в магазине недавно ружьё купил. Вот это. (Достает из футляра пару ружейных стволов и протягивает их Хозяину, продолжая говорить.) Вот, взгляните, вставка из слоновой кости выпала из передней мушки. Должно быть, плохо была приклеена.

Хозяин: Как же, как же, помню Вас прекрасно. Вы ещё так лихо со мной тогда торговались, боролись, можно сказать, за каждый шиллинг. (Надевает очки, внимательно осматривает стволы. Откладывает их в сторону и начитает листать страницы огромной канцелярской книги. Находит нужное место, долго читает, водя пальцем по строчкам. Закончив чтение, поворачивается к клиенту, указывая при этом пальцем на лежащее на прилавке ружьё.) Похоже, что вставка не выпала, а сломана при ударе. Такое иногда случается из-за небрежного обращения. Хотя вины нашей в этом нет, мы, исходя из принципа клиент всегда прав, готовы взять обратно ружьё, которое Вы у нас купили 10 лет назад (похлопывает по книге), и вернуть полную его стоимость с поправкой на инфляцию.

Клиент: Да Вы с ума сошли! Вы что, меня совсем за дурака считаете? Это ружьё сегодня стоит по меньшей мере в два с половиной раза больше, чем я за него заплатил десять лет назад!

Занавес падает. Актеры выходят на авансцену и раскланиваются под бурные аплодисменты зрителей.

Оставим шутовство, воздержимся от гаерства и постараемся быть серьёзными, как и подобает всем, кого печатают уважаемые журналы: не было такого спектакля, не было, но разговор такой был, и я при нём присутствовал. Позже я спросил моего приятеля, был ли он готов действительно взять обратно ружьё и вернуть полную его стоимость несмотря на то, что покупатель пользовался им (стрелял - ведь не в шкафу же оно всё это время стояло) десять лет. «С удовольствием, - ответил мой друг. - Ты себе представить не можешь прибыль, которую я бы мог получить, если бы мне удалось купить обратно по тем же ценам всё, что я продал десять лет назад, плюс налоги и поправка на инфляцию». Любопытство заставило меня полезть в подшивки журнала The Shooting Times десятилетней давности и перечитать объявления о продаже. Оказалось, он был совершенно прав. Уровень цен на английское оружие действительно резко поднялся.

Ещё одно подтверждение пришло совсем недавно. В последнем каталоге моей любимой фирмы Atkin Grant&Lang объявлена к продаже пара новых, сделанных недавно, грантовских бокфлинтов 20-го калибра - за 85000 фунтов стерлингов!




Вот копия этого объявления, извольте убедиться

На первый взгляд, объявление как объявление, ничего особенного в нём нет. Но это только на первый взгляд. Мы с вами уже знаем, что новые ружья этого класса впрок, для украшения витрин (авось кто-нибудь увидит и купит), как правило, не делаются. Ни один оружейник не может себе позволить платить мастерам два года из своего кармана, а потом ждать ещё год, пока найдётся покупатель. Стало быть, это ружьё было сделано какое-то время назад (недавно), доставлено покупателю и позже куплено обратно для перепродажи. Запомним это и двинемся дальше.

Лондонские бокфлинты редки, за всю историю их было произведено меньше четырёх сотен, большей частью до Второй мировой войны. В основном это были ружья 12-го калибра. Только часть из них была сделана в виде комплектов из двух ружей. Заказ на новую пару бокфлинтов 20-го калибра удержать в секрете невозможно. Слух о таком заказе облетает оружейников и коллекционеров с быстротой степного пожара. Так вот, в близко обозримом прошлом (в последние 15 лет) Грантом была изготовлена только одна пара бокфлинтов 20-го калибра. Она была закончена в декабре 2001 года и вручена заказчику в конце января 2002 года. На сегодня это лучшие в мире бокфлинты. Они не только исполнены по высочайшему лондонскому стандарту, в них применено несколько конструктивных усовершенствований, позволивших ещё больше снизить вес ружей и улучшить их динамику. Со времени окончания работы над этой парой, Грант заказов на новые бокфлинты не получал и в работе бокфлинтов не имеет. Рассказываю я это всё так подробно потому, что мне случайно довелось присутствовать при получении этой пары клиентом. Сам по себе этот факт не стоил бы упоминания, если бы не одна деталь: в моём присутствии клиент заплатил остаток стоимости заказа. Свидетельствую, вся покупка обошлась ему в 65000 фунтов стерлингов. Эта же пара сегодня продастся (и продастся) за, как мы видим, 85000 этих же самых фунтов. Увеличение цены на 30% за два с половиной года при отсутствии инфляции в стране - это серьёзно.

Подумаешь, усмехнётся какой-нибудь циник, цену любую можно нарисовать. Подержат они это объявление ещё несколько месяцев, потом якобы сбросят цену (на бумаге), назовут это распродажей и какому-нибудь доверчивому лопуху всё это и «втюхают».

Спешу эти недостойные подозрения развеять и циника нашего успокоить. Скидки не будет, не надейтесь. А не будет её потому, что эта пара не только самая лучшая в мире, но при этом, несмотря на кажущуюся неимоверность цены, и самая дешёвая в своём классе. Любому Фоме неверующему предлагаю убедиться самому. Сделать это просто. Надо только позвонить в Лондон Грантовым конкурентам. Набираете номер, и когда на том конце ответят, вы им так вежливо и с достоинством: «Я, мол, Фома Неверующий, и звоню по делу. Думаю у вас пару бокфлинтов заказать корешу в подарок к дню рождения. Почём отдадите?» Для тех же, кто мне на слово готов поверить, сообщаю: цена пары и у Босса, и у Пёрде, и у Голланда будет порядка 130000 фунтов.


А чтобы окончательно убедить всех сомневающихся, предлагаю взглянуть на объявление лондонской фирмы «Фредерик Биизли» на странице 100 в последнем номере американского журнала Shooting Sportsman (Июль/Август 2004 года). Выбрал я именно его потому, что и здесь речь о новом бокфлинте, стало быть, можно сравнивать без споров о состоянии и степени износа. Читаем: «Предлагается НОВЫЙ бокфлинт 12-го калибра ... цена 60000 фунтов стерлингов», - то есть 120000, если бы за пару!

Но ведь это Биизли, а не Грант. Имя и репутация Гранта в квартете лучших из лучших, вместе с Боссом (старым, не сегодняшним), Аткиным и Вудвардом! Ну а Биизли, он хороший, конечно, оружейник, но это всё-таки так, вторая шеренга. Это даже не Пёрде или, скажем, Голланд, это на ступенечку пониже.

Интересная возникает ситуация. Утилитарно best London gun - это лучший инструмент для предназначенной ему работы. Эстетически - он произведение прикладного искусства, равного которому в этой области ничего нет. Финансово же - это прекрасный способ помещения денег. Вопрос ко всем: о каких ещё ружьях вы можете сказать то же самое?

А если не можете, если мне удалось вас убедить в правильности моей точки зрения, то в следующий раз, когда очередной эксперт попытается вам лапшу на уши вешать, письменно ли, устно ли, про то, что кто-то где-то делает ружья почти не уступающие по качеству наилучшим лондонским, и продаёт их дешевле, вы выслушайте всё это вежливо, пожмите плечами и тихо-тихо, почти шёпотом скажите то, что в России издавна врунам говорили: «Мели Емеля...».

Джозеф MЕРЛИНСКИЙ (Хьюстон, Техас)
"МАСТЕР РУЖЬЕ", ноябрь 2004 г.

Закрыть